Как состарить дерево?
Древесина известна как один из наиболее эстетичных материалов, широко применяемых для украшения наших жилищ. При этом в чистом, необработанном виде она выглядит не столь претенциозно, а значит, нуждается в специальной обработке для приобретения эстетических ноток. Состаривание – один из наиболее популярных методов обработки деревянных изделий, который заслуживает отдельного рассмотрения.
Для чего нужно?
Некоторые стили оформления интерьера буквально требуют декоративной старинной деревянной мебели и отделки. Такое требование актуально для большинства классических направлений, включая барокко и рококо, а также для деревенских стилей, где декора как такового может быть не слишком много, но старыми должны выглядеть та же столешница, пол и потолочные балки.
Настоящего антиквариата в современном мире на всех просто не хватит, да и стоить подобная меблировка может очень дорого – за каждую рамку для фото пришлось бы выложить кругленькую сумму.
Когда оригиналов нет, в дело вступает имитация – дерево надо просто состарить. На сегодняшний день это можно сделать даже своими руками и в домашних условиях, чем пользуются многие умелые хозяева, желающие видеть у себя дома декор под старину. Многообразие вариантов того, как именно обработать поверхность, позволяет передавать не только цвет, но и текстуру, даже новую доску или стену превращая в столетнюю.
Что потребуется?
Каждый метод состаривания древесины предполагает собственные инструменты и материалы, но во всех случаях первое, что предстоит сделать, чтобы искусственно увеличить возраст деревянных поверхностей, – основательно их зачистить. Вне зависимости от того, было ли дерево покрашенным, залакированным или незащищенным ничем, верхний слой надо снять – он свое уже отработал.
В зависимости от размеров заготовки и тонкости ее деталей, снимать верхний слой будем стамесками или маленьким топором, рубанком или угловой шлифмашинкой (болгаркой) с насадками щеточного типа, а то и просто ручной стальной щеткой. Можно воспользоваться и совсем уж «дедовским» методом, вооружившись обыкновенной наждачной бумагой, только ее в идеале надо брать с несколькими размерами зерен: с крупными для первичной и мелкими для финишной зачистки.
В большинстве случаев состаривание предполагает нанесение жидких составов на поверхность обрабатываемого изделия или даже полноценную его пропитку используемым веществом. Соответственно, в процессе создания нужного эффекта пригодятся малярные кисти и щетки с мягким ворсом, а также плотная губка для промокания поверхности.
В зависимости от способа обработки могут пригодиться также тонирующий антисептик или лазурь белого цвета.
Способы
Разнообразие доступных способов состаривания не только дает большое пространство для маневра, оно еще и намекает, что разные способы дают неодинаковый результат. Чтобы четко понимать, как именно будет выглядеть готовый результат, надо уверенно ориентироваться в методиках, так что сейчас рассмотрим каждую из них в отдельности.
Браширование
Название метода происходит от английского слова brush («щетка»), и он был бы распространен куда шире, если бы подходил для всех пород древесины. Метод хорош для крупноволокнистых дуба, лиственницы и ели. Для деревьев с более мелкой структурой он не годится. Результат в данном случае достигается вытравливанием мягких волокон с помощью жесткой металлической щетки.
Перед этим дерево надо намочить, чтобы избежать образования едкой пыли, набивающейся в нос и глаза. В результате такой обработки поверхность станет очень фактурной, после чего при помощи наждачной бумаги надо удалить заусенцы и потенциальные занозы.
Чем глубже бороздки, тем более старой будет казаться поверхность.
Обработанную поверхность пора покрывать защитным слоем, но только не однотонной краской – она не позволяет наслаждаться результатом. Вместо этого на изделие наносят либо масло, либо лак, либо воск и ждут застывания. Покраска для усиления эффекта возможна, но это будет сложно – выемки должны быть светлее, чем выступы.
Патинирование
Этот метод немного похож на предыдущий благодаря использованию красок двух тонов, но отличается уже хотя бы тем, что не придирчив к породе древесины – обрабатываться может хоть сосна, хоть вишня. Для начала изделие немного зачищается наждачкой и окрашивается в некий «традиционный» для деревянной мебели тон, без ярких современных оттенков. Когда слой высохнет, надо поверх него окрасить аксессуар еще раз, но теперь уже чуть более светлой краской.
После того как высохнет и она, переходят к обработке изделия мелкозернистой наждачкой или даже жесткой губкой, чтобы создать потертости, имитирующие старинную историю и многократное перекрашивание вещи. На финише наносится лак.
Воск
Еще один способ, совершенно не придирчивый к оригинальному материалу, будь то дубовая, сосновая или осиновая доска. Такой вариант состаривания хорош еще и тем, что не требует использования каких-либо сложных инструментов – по сути, обойдемся подручными вещами.
Для начала древесина зашкуривается для получения ровной поверхности. Далее изделие окрашивается одним цветом – можно не стараться доводить тон до идеального, нанося краску размашисто и неравномерно. Далее надо дождаться высыхания нижнего слоя и натереть его воском – для этой цели годится даже обыкновенная свеча, которую необходимо плотно прижимать. Воском надо покрывать не все изделие, а только наносить отдельные линии, которые будут имитировать потертость – если нижний слой был выбран темным, восковые отметины будет хорошо заметно.
После этого изделие окрашивается повторно, уже другим цветом и прямо поверх воска.
Когда и второй слой краски высохнет, надо старательно протереть поделку тряпкой – воск сойдет, а вместе с ним и верхний слой краски, обнажив другой тон. Если «потрепанный» продукт выглядит так, как надо, можно наносить сверху лак, но наиболее старательные мастера считают нужным добавить и третий слой для максимального эстетизма.
Морилка
Для выполнения задачи нам понадобятся сразу два вида морилки – на основе воды и уайт-спирита. Метод не предполагает даже предварительной шлифовки, хотя, если хотите, можно сочетать его с тем же предварительным брашированием. Сначала поверхность обрабатывается водяной пропиткой, которую затем смывают мягкой губкой, сознательно пропуская углы и края. Когда изделие подсохнет, нанесите второй слой морилки, уже на уайт-спирите, дав отстояться целую ночь.
Высохшую поделку грунтуют при помощи специальной грунтовки, заполняя выемки в текстуре кистью или даже мягкой губкой. После застывания грунтовки той же кистью втирают античный воск – смесь из минерального, пчелиного и растительного воска. Такое покрытие обеспечивает и эстетический, и защитный эффект.
Сухая кисть
Следующий способ покажется очень простым на первый взгляд, но потребует аккуратной и умелой руки. Его применяют только для состаривания мебели, не отличающейся рельефом, а для работы нужны только старая и весьма жесткая кисть, а также краситель на водной основе.
В самом простом варианте кисть макают в краску и проводят ею вдоль волокон, не прижимая. За счет этого она оставляет прерывистый след, очень похожий на отметины, характерные для старой, много лет используемой мебели. Оттенки при этом обычно выбирают подобные или хотя бы не отличающиеся разительно. Можно пойти и еще дальше, сначала окрасив изделие основным тоном и лишь потом проделав описанное.
Полоскание
Один из наиболее «ленивых», но от того не менее эффективных методов – это полоскание. Суть способа предельно проста – для начала берем состариваемое изделие и красим его в любой цвет, который нам хочется видеть в качестве основного. После этого надо дать краске подсохнуть, но не так, чтобы это было надежно и окончательно – слой красителя все еще должен оставаться уязвимым.
Далее мастеру следует вооружиться тряпкой и в абстрактном порядке делать аккуратные попытки стереть краску. Обратите внимание: мы не гонимся за тем, чтобы полностью оттереть краску в выбранном месте, а лишь имитируем потертость. Когда решите, что хватит, можно оставить поверхность в покое и дать краске досохнуть.
На вышеописанный очень похож метод, в профильной литературе известный как «прованс».
Суть примерно та же – окрасить, но не дать высохнуть до конца, только тут удаление недосохшей краски производят не мокрой тряпкой, а шпателем или скребком. Специалисты советуют пройтись инструментом по швам – тогда «потертости» будут правдоподобными и логически объяснимыми.
С помощью соды
Такой подход позволяет неравномерно осветлить древесину твердых и темных пород, что воспринимается как выгорание и выцветание. Обыкновенная сода, которая станет нашим главным инструментом, должна наноситься именно на дерево, потому старую краску или лак надо удалить наждачкой или любым другим способом.
Далее в ведре надо замешать раствор – сода пополам с водой, чтобы получилось очень густо. Получившуюся массу надо нанести на горизонтальную поверхность и оставить сушиться, в идеале – на солнце. Часов через шесть, когда раствор засохнет, его надо тщательно соскоблить металлической щеткой, следя, чтобы соды на древесине не оставалось. О царапинах не переживайте – они лишь усиливают колорит и эффект старости. После этого поверхность надо протереть влажной тряпкой и, если захочется, повторить процедуру.
С помощью уксуса
При таком способе обработки без перчаток не обойтись, а в отдельных случаях и маска для защиты дыхательных путей не помешает. Для начала приготовим раствор для состаривания – для этого надо раздобыть стальную вату или обыкновенную металлическую губку, измельчить их в стеклянную банку и залить уксусом. Уксус начнет разъедать металл и от этого темнеть – чем дольше происходит реакция, тем более темным будет оттенок. В среднем жидкость дойдет до кондиции через несколько часов, но ориентируйтесь по своему вкусу.
Пока кислота ест металл, заварите крепкий черный чай и пропитайте им древесину – в скором времени это очень поспособствует закреплению насыщенного цвета.
После просыхания изделия от чая нанесите получившийся уксусный раствор и подсохнуть дайте теперь уже ему – это не отнимет много времени. В конце древесина покрывается лаком или пропитывается воском.
Обжиг
Данный метод требует особой осторожности от мастера – понадобятся даже защитные очки. Способ хорош быстротой выполнения, но сравнительно опасен возникновением пожара, так что будьте бдительны. Перед состариванием поверхность может быть как просто гладкой (без краски и лака), так и предварительно обработанной по методике браширования.
Описать задачу несложно – в разных местах подносите паяльную лампу или газовую горелку к деревянной поверхности, провоцируя потемнение материала. Не увлекайтесь, поскольку при длительном обжиге в одной точке вероятность возгорания существенно повышается. Работайте точечно, не преследуя цель создать конкретный узор – тогда «старая» древесина будет выглядеть натурально.
Если хотите более яркую пигментацию, обеспечьте ее в несколько подходов – так правильнее в интересах пожарной безопасности. Брашированную поверхность обжигайте еще аккуратнее, очень быстрыми движениями. По завершении работы покройте изделие лаком.
Кракелюр
Напоследок – тонкая методика, которая состаривает даже не столько древесину, сколько краску, которой она окрашена. При этом красить изделие надо дважды, причем красителями разного тона, обязательно очень густыми. Многие мастера советуют нижний слой выполнять акриловой краской, а наружный – фасадной. Если из двух оттенков один явно более темный, чем другой, то именно тот, что темнее, должен быть под низом.
Итак, сначала окрашиваем изделие темным слоем и даем ему полноценно высохнуть. После этого при помощи кисти надо покрыть окрашенное изделие обыкновенным клеем ПВА – обязательно двигайтесь в одном направлении, но не преследуйте цель промазать поверхность клеем равномерно, поскольку именно в неравномерности вся хитрость.
Далее идет самый сложный этап – просушивание клея феном. Задача мастера заключается в том, чтобы не высушить его совсем – нам нужна лишь поверхностная пленка, а не полное застывание!
Внутри этой пленки должна сохраниться часть клея в жидком состоянии, а уже поверх нее наносится второй слой краски и досушивается тем же феном. В результате таких манипуляций клеевая корочка начнет трескаться, и получится, что краска на изделии выглядит очень потрескавшейся и ненадежной. Не переживайте, от этого она не отпадет – на сухой клей краситель ложится хорошо, а сам ПВА тем более не отвалится. Закрепить результат и защитить его от внешнего воздействия можно при помощи финишного слоя лака.
Красивые примеры
С помощью наглядных примеров можно получить представление о том, как выглядят разные методы состаривания дерева.
- На первом фото – типичный пример популярного в народе браширования, которое очень легко определить по характерным волокнистым бороздкам. Нельзя утверждать со стопроцентной точностью, но по характерным темным отметинам складывается ощущение, что вдобавок мастер еще и обжигал древесину, благодаря чему получилась настоящая квинтэссенция старого дерева.
- Второе фото иллюстрирует типичные результаты манипуляций с окрашиванием – характерные «пробелы» с отсутствующей краской говорят о том, что специалист пользовался методом полоскания или состариванием «а-ля Прованс». По некоторым из досок видно, что они даже были окрашены в два слоя, и хотя времени на достижение эффекта ушло немало, получилось здорово.
- Наконец, на третьем примере – «кракелюр», который пока не слишком известен в среде обывателей, потому просто должен быть проиллюстрирован. Эффект старины получается настолько броским, что, возможно, лучше было бы применить его для изделий поменьше – вроде рамы для картины. Тем не менее сложно не признать, что декор удался потрясающе.
О том, как состарить дерево, смотрите далее.