Характеристики палубной доски из лиственницы и технология ее монтажа
Палубная доска из лиственницы 28×140×3000 мм и других размеров пользуется популярностью при монтаже полов, настилов, покрытий для террас или веранд. Сорта материала позволяют подобрать подходящий вариант даже при небольшом бюджете, при этом по своей прочности и долговечности эта древесина является одной из лучших. Монтаж и крепление палубной доски к лагам саморезами любой мастер вполне может осуществить своими руками.
Что это такое?
Палубная доска из лиственницы представляет собой разновидность пиломатериалов, имеющих закругленные края. В отличие от классического обрезного погонажа она более толстая, поскольку должна выдерживать значительные эксплуатационные нагрузки. Выбор лиственницы для производства тоже неслучаен. Доска из нее обладает высокими показателями твердости и плотности, она практически водонепроницаема, поэтому применяется в кораблестроении, где эти свойства древесины особенно ценны. Чаще всего для изготовления пиломатериала используют сибирскую лиственницу, практически не уступающую по своим свойствам дубу.
Палубную доску часто путают с террасной, но делать этого не следует. Основная разница заключается в способе обработки поверхности. У палубной доски она всегда гладкая, со слегка закругленными кромками. Террасная имеет рифление, предотвращающее скольжение ног, но затрудняющее уборку поверхности.
К отличительным характеристикам палубной доски из лиственницы можно отнести:
- плотность древесины 590-1000 кг/м3;
- влажность не более 10-12%;
- экологическую безопасность материала;
- устойчивость к короблению;
- защищенность от грибка и плесени;
- повышенную прочность;
- функциональность;
- эстетичность;
- длительный срок службы;
- функциональность;
- простоту монтажа.
Палубная доска, изготовленная из лиственницы, легко справляется с самыми интенсивными эксплуатационными нагрузками. Ее поверхность хорошо поддается механической обработке, окрашиванию, тонированию.
Материал подходит для использования на открытом воздухе, не портится при перепадах температур или обильном выпадении осадков.
Сорта
Гладкая палубная доска из лиственницы имеет классификацию по сортам, позволяющую разделить материал по его назначению и наличию видимых дефектов. Всего существует 4 категории. Стоит рассмотреть особенности каждого сорта более подробно.
А
К этой категории относится высокосортная древесина, имеющая незначительные дефекты. На 1 пог. м не должно приходиться более 2-х сучков до 5 мм в диаметре. Допускается наличие 1-2-х смоляных карманов. На поверхности могут находиться микротрещины несквозные, а также сколы до 1 мм. На 2,5 м их должно приходиться не более 1 шт.
В
Самая востребованная палубная доска из лиственницы относится к этому сорту. Для него характерно сочетание доступной стоимости и довольно высоких эксплуатационных характеристик. Браком не считается любое количество невыпадающих сучков и карманов, содержащих смолу. Трещины без сквозного разлома могут присутствовать в количестве 1-2-х штук на каждые 2500 мм.
С
Низкосортный материал, не отличающийся высокими эстетическими свойствами. Связано это с тем, что для его изготовления используется поверхностный слой древесины под корой. Поверхность требует обязательной защитной обработки специальными составами. Только в этом случае материал можно использовать для создания настилов. Палубная доска сорта C обработана грубо, могут присутствовать непроструганные участки.
Экстра
Иногда также встречается с обозначением «Премиум». Этот сорт относится к элитным, исключает наличие каких-либо дефектов. Не допускаются нарушения в плотности и однородности структуры. На поверхности такой палубной доски отсутствуют следы сколов, смолы, механических повреждений. Для изготовления пиломатериала используется комлевая часть ствола, наименее подверженная такому явлению, как сучковатость.
Некоторые переходы цветовой палитры допускаются, но сам оттенок должен соответствовать породе дерева.
Размеры
Существует широкий диапазон типоразмеров палубной доски, изготавливаемой из древесины лиственницы. Обычная толщина варьируется в диапазоне от 25 до 45 мм. Стандартная ширина начинается от 90 мм, может достигать 140-160 мм. Длина тоже разнообразна, от 2-х до 6 м.
Наиболее востребованы при настиле полов, террас варианты палубной доски с показателями 28х140х3000 мм, а также 28х120х3000 мм. Для корабельных палуб и уличных террас, строительства сходней и причалов применяют более крепкие доски. Здесь популярен типоразмер 34х145х4000 мм. В декоративной облицовке имеет значение как толщина, так и ширина изделий. Варианты 35х140 мм, 28х160 мм хорошо подходят для использования там, где на первый план выходит эстетичность, на сорте тоже лучше не экономить.
Сферы применения
Использование палубной доски востребовано во многих сферах. В первую очередь она применяется в кораблестроении, яхтинге, для создания настила на открытых площадках судов. Собственно, отсюда и название доски — палубная. Кроме того, исключительные свойства материала делают его превосходным выбором для применения в других областях человеческой деятельности.
- В отделке бань и саун. Лиственница хорошо подходит для парилки и помещений, не связанных с резким изменением уровня влажности и температуры.
- В оформлении пространства вокруг открытого бассейна. Здесь палубную доску укладывают с существенным зазором для оттока воды. Материал не скользит, хорошо выдерживает контакт с влагой.
- В ландшафтном дизайне. Дорожки, мостики, навесы и перголы в саду вполне можно сделать из палубной доски.
- В оформлении прибрежной территории. Пирсы, причалы, сходни из лиственницы не гниют, служат долго, привлекательно выглядят. Их легко строить, конструкции получаются надежными, выдерживают значительные нагрузки.
- В строительстве. Пристройки к дому в виде веранд и террас, отдельно стоящие беседки можно создавать из качественного натурального материала. Подходит палубная доска и для создания лестниц. В этом случае берут максимальную толщину для создания ступеней, основная конструкция может быть более легкой.
- В отделке балконов и лоджий. Здесь лиственница выступает в качестве обшивки бетонного или кирпичного основания, добавляет комфорта, помогает сделать отделку более натуральной и эстетичной.
Палубную доску можно назвать ярким примером универсального материала, одинаково хорошо подходящего для укладки на пол, стены, сочетающегося с различными типами ландшафта и архитектуры.
Ее можно тонировать и окрашивать, подвергать другим способам декоративной отделки.
Как установить?
Монтаж палубной доски из лиственницы осуществляется как сквозным способом на саморезы, так и с помощью скрытых элементов крепежа, таких как кляймеры. Справиться с этой задачей вполне можно своими руками, но, учитывая габариты пиломатериалов, лучше обзавестись помощниками. Так перемещать и крепить доски будет гораздо проще. Весь процесс укладки можно поделить на несколько этапов, соблюдая последовательность которых можно добиться хороших результатов.
Акклиматизация
Она начинается за 48 часов до начала монтажа. Палубную доску переносят на место, где будет проводиться укладка, чтобы она приобрела соответствующую влажность. Такой подход позволяет избежать коробления пиломатериала после его крепления. В случае если выполняется предварительная распиловка, места среза обрабатывают защитными составами на основе воска.
Подготовка основания
Монтаж палубной доски может производиться на различных типах оснований.
- Бетонная стяжка. В этом случае основа заливается заранее, с выставлением маяков. Такой вариант обычно используется внутри жилых зданий или сооружений, в банях, а также вокруг бассейнов.
- Винтовые сваи. Их устанавливают при помощи специального бура, дополнительно бетонируют для упрочнения. Такой фундамент легко выравнивается по высоте, процесс сборки занимает минимум времени. Основание подойдет для строительства веранды или террасы.
- Забивные сваи. Такое основание используется при значительных нагрузках. Опоры имеют внутри полости, которые заливаются бетоном для максимального упрочнения.
При использовании свайного основания площадка требует дополнительной подготовки. С нее снимают поверхностный слой грунта, затем засыпают участок песчано-гравийной смесью.
Укладка лаг и досок
Лаги тоже должны быть изготовлены из лиственницы, как и сами доски, которые предстоит использовать при сооружении настила. Предварительно их рекомендуется покрыть антисептиком — пропиткой, защищающей от плесени и грибка. Финишная обработка маслом защитит древесину от влаги. Монтаж осуществляется с учетом рекомендаций специалистов – это позволит добиться оптимального результата.
- Первая лага крепится на расстоянии 10-20 мм от стены. Она считается опорной.
- Остальные лаги фиксируют на расстоянии 25-40 см. При диагональном монтаже досок рекомендуется выдерживать диапазон, близкий к минимальному.
- Крайние опорные лаги располагают у торцов досок.
- Пустоты между частями каркаса не заполняются. Чтобы вода внутри не застаивалась, формируется отводной канал.
- Крепление к лагам палубной доски осуществляется встык, с зазором 3-6 мм. Первая и последняя планки обязательно фиксируется саморезами. Остальные можно устанавливать скрытым методом, с использованием кляймеров или подобных крепежных элементов.
Готовый настил подвергается обработке защитно-декоративными составами. Смонтированную конструкцию можно эксплуатировать сразу после того, как высохнет пропитка. При использовании саморезов, гвоздей места их установки можно закрыть при помощи специальных декоративных накладок.
О том, как монтируется палубная доска из лиственницы, смотрите в следующем видео.