Особенности механических домкратов

Содержание
  1. Особенности
  2. Принцип работы
  3. Виды
  4. Рейтинг моделей
  5. Как выбрать?
  6. Как пользоваться?

Поднятие различных грузов в быту с помощью сложных устройств довольно широко распространено. Но и более простую технику, не имеющую обычно моторов, стоит изучить внимательно. Полезно знать, к примеру, особенности механических домкратов, их общую производительность, принципы выбора и возможности, нюансы применения.

Особенности

Главная черта механических домкратов, выделяющая их в отдельный вид, это способ приведения в действие. Для использования устройства нужно будет приложить физическую силу. Зато его схема очень проста и надежна. Именно механическими домкратами по умолчанию комплектуют большинство легковых автомашин. Основное усилие владельца при использовании тратится на перемещение главной рабочей части.

Принцип работы

Принципиальное устройство механических домкратов вполне понятно. Но надо учесть, что существует большое количество видов таких устройств. И точно сказать заранее, из чего состоит конкретная модель, абсолютно невозможно. Но так или иначе, выделяются 3 основных блока:

  • создающий усилие (рукоять);
  • элемент, отвечающий за подъем или прижатие деталей;
  • связующее звено.

Виды

Для перемещения авто, как и для его поднятия, часто применяют бутылочный домкрат. Полное название — бутылочный плунжерный гидравлический домкрат. Его основная часть — цилиндр. Если открыть цилиндр, то внутри обнаружится поршень. В зависимости от конструкции, основное рабочее тело (гидравлическое масло) может находиться как в самом цилиндре, так и в резервуаре под ним.

Непосредственное приведение устройства в действие происходит с помощью плунжерного насоса. Он совсем невелик по размеру. Однако этой скромной детали достаточно, чтобы масло через перепускной клапан прогонялось в полость под поршнем. Диаметры плунжера и цилиндра домкрата подобраны таким образом, чтобы сократить требуемое усилие до минимума. Когда под поршень закачана жидкость, она будет механически выталкивать его.

Вслед за этим автоматически поднимается и груз, находящийся над поршнем. Чтобы опустить домкрат, надо медленно стравливать гидравлическое масло, находящееся под поршнем. Оно будет поступать оттуда в верхушку цилиндра либо в специальный резервуар. От емкости этого резервуара во многом зависит производительность системы в целом и другие нюансы. Когда говорят о «вертикальном» домкрате, то почти всегда подразумевают именно бутылочную схему.

Поршни и цилиндры могут двигаться только строго по вертикальной оси. Это может доставить изрядные неудобства. Особенно плохо проявляют себя бутылочные подъемники, если груз находится близко к земле. Потому трудности ждут владельцев машин с низким клиренсом.

Несколько иначе устроен телескопический домкрат. Его основной рабочий элемент — все тот же поршень. Но устанавливается по умолчанию уже 2 поршня. Благодаря такой добавке высота подъема может быть увеличена довольно значительно. Что немаловажно, системы с двумя поршнями работают не хуже традиционных моделей, где есть только один поршень. Но усложнение конструкции делает оборудование дороже и тяжелее, потому в основном его используют ремонтные организации, а не частные лица.

А вот клиновой домкрат нужен уже не автомобилистам. Часто такое устройство применяют при промышленных разработках леса. Используют его и в процессе строительства деревянных домов. Суть проста: особый клин движется по горизонтали. Подобное решение универсально и надежно, может поднимать груз много лет подряд без всяких проблем.

Но клиновые домкраты применяют и в других случаях. Например, они перемещают тяжелые грузы и помогают раздвигать части отливок. Пригодны они и для определения точности установки оборудования и при расширении узких проемов в различных зданиях.

Реечный домкрат — механизм с ручной разновидностью привода. Такими моделями поднимают грузы во время:

  • строительных;
  • ремонтных;
  • восстановительных;
  • демонтажных;
  • реконструкционных;
  • монтажных;
  • некоторых других работ на объектах различного рода.

Главным рабочим элементом оказывается зубчатая рейка одностороннего типа. Расположенный снизу конец отгибают, чтобы можно было поднимать грузы под прямым углом. Опорную чашку располагают максимально низко. Удержание грузов, которые подняли на рейке, производится с помощью специальных стопорных узлов. Подъемная способность может составлять 2500-20000 кг.

А вот в автосервисах часто встречается подкатной домкрат. Нелишним будет его приобретение и для продвинутых автовладельцев. Такое устройство имеет горизонтальное исполнение. На корпус прикручивают при сборке колеса. Они-то и позволяют подкатывать подъемник, не отрывая его от поверхности (разве что для преодоления порогов и иных препятствий). Надежность опоры как раз обеспечивается за счет того, что одновременно с поднятием автомобиля устройство подходит под него все глубже.

Шестеренчатый механизм характерен для зубчатых домкратов. Привод механизма в движение производится путем раскручивания рукоятки. Грузоподъемность может варьироваться от 3000 до 20000 кг. Но для частного использования можно купить и винтовой домкрат.

Это вполне надежное и добротное устройство, которое используется успешно в самых разных ситуациях.

Рейтинг моделей

Хороший результат дают домкраты грузоподъемностью 2 т. Например, «Зубр Мастер 43040-2». Это винтовое устройство имеет высоту подхвата 0,12 м. Грузы будут подняты на высоту до 0,395 м. Собственная масса подъемника составляет 3,5 кг; он вполне достаточен для работы с легковыми автомашинами.

Грузоподъемность 3 т имеет домкрат «Автодело 43330». Основной механизм — специальная рейка. Высота подъема достигает 0,645 м. Подхват грузов возможен на высоте 0,13 м.

Если надо поднимать груз 70 т, придется покупать не механический, а сверхмощный гидравлический домкрат. А вот для подъема автомобилей общей массой 5 т пригодится винтовая бутылочная модель TOR. Высота подхвата составляет не менее 0,25 м. Над этой высотой груз будет поднят на 0,13 м. Собственная масса изделия — 5,6 кг.

Модель ДР (SWL) сумеет поднять до 10 тонн груза. Основной инструмент подъема — специальная рейка. Высота подхвата равна 0,8 м. Сухая масса домкрата — 49 кг. Ход рейки — 0,39 м; а вот найти механические ручные модели с грузоподъемностью 15 т невозможно.

На эту величину рассчитан, к примеру, пневмогидравлический аппарат Mega. Полная грузоподъемность модели достигает 30 тонн. Подхват будет происходить на высоте 0,15 м. Наибольшая высота подъема — до 3 м. Собственная тяжесть составляет 44 кг.

Подъем 70 тонн груза возможен с помощью гидравлического устройства «Энерпред ДН25П70Т». Разработкой и производством данной модели занимается российская компания. Создатели утверждают, что их продукт можно применять в самых разных отраслях промышленности. Ход штока составит 0,031-0,039 м. Рабочая емкость гидравлического картера — 425 куб. см.

Как выбрать?

Теоретически для легковых автомобилей можно применять любой подъемник с подходящим уровнем нагрузки. Но важно понимать, что грузоподъемность должна браться «с запасом». Тогда поднятие даже сильно загруженной машины старым, много поработавшим устройством не вызовет особых проблем. Большое внимание надо уделить высоте подъема. Дело в том, что она обычно ограничивается регулирующим винтом, и выкрутить его на максимум за один прием невозможно.

Перепускной клапан должен быть в любом случае. Составители отечественного ГОСТ не зря упомянули этот элемент. А вот продукция, сделанная где-либо за границей, может быть лишена перепускного клапана. Важен и внешний вид. Любые визуально заметные дефекты говорят либо о производственном браке, либо о сильном износе подъемника.

За покупками надо обращаться только в крупные магазины или в официальные филиалы производителей. И неважно, расположены ли они где-то в городе или работают в сети — этот принцип универсален. Полезно не ограничиться ценником и рекламными заверениями, а изучить сопроводительную документацию. Еще надо обратить внимание на высоту подхвата, которая должна соответствовать клиренсу ТС или подбираться по соображениям удобства работы с грузами. Наконец, надо изучать отзывы.

Как пользоваться?

Но даже самый хороший домкрат может подвести, если использовать его неграмотно. Обязательно надо соблюдать весовые ограничения и нормы по высоте подъема. Попытки за счет «народной технической смекалки» обойти то и другое ни к чему хорошему не ведут. Непременно следует заблокировать колеса или помешать передвижению частей иного груза (если речь идет не о машине).

Предельно важно: когда поднимают авто, людей и животных в нем быть не должно.

Нельзя удерживать поднятый груз на одном домкрате. Время подъема по возможности надо сводить к минимуму. Необходимо учитывать, куда правильно ставить домкрат в каждом конкретном случае. На нем самом обычно есть интуитивно понятные обозначения.

Резкие движения и маневры недопустимы, даже если автомобиль или иной груз зафиксирован — лезть под него можно, когда кто-то еще следит за подъемником, а не в одиночку.

О том, как выбрать домкрат, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.