Все о гидравлических подкатных домкратах
Домкрат – один из важнейших инструментов автомобилиста. Он всегда должен быть в комплекте автомобиля. В настоящее время всё большее число автовладельцев используют подкатные домкраты. Их производство и предложение стало массовым. Задача статьи – ознакомить потребителя с устройством и принципами работы этих устройств, сориентировать его в многообразии, которое предлагает рынок.
Особенности
Подкатной домкрат – одна из разновидностей гидравлического. Он задвигается под автомобиль на специальных колёсиках, поднимает машину при помощи особым образом расположенного гидроцилиндра и сам занимает нужное положение в зависимости от высоты подъёма, то есть подкатывается. Отсюда и название.
Устроен он заметно сложнее, чем другие гидравлические, а тем более винтовые домкраты. Состоит из следующих элементов:
стальная рама высокой прочности на четырёх колёсах, передние из которых несущие, а задние – направляющие;
гидравлический цилиндр со штоком, поднимающийся вместе с корпусом;
платформа (в просторечии – «пятачок») – часть, которая упирается в автомобиль при подъёме;
нагнетающий насос, приводимый в действие специальной рукояткой (рычагом).
К достоинствам этого приспособления можно отнести:
устойчивость и надёжность;
способность длительное время удерживать автомобиль в поднятом состоянии без страхующих устройств;
щадящее отношение к автомобилю: не ломает пороги, не портит лакокрасочное покрытие;
быстро поднимает и опускает.
Недостатки – это продолжение его достоинств:
требует твёрдой опоры (пол, асфальт, бетон) и ровной поверхности;
достаточно громоздок, занимает гораздо больше места, чем винтовой;
стоит ощутимо дороже, чем его собратья по грузоподъёмности иной конструкции.
Принцип работы
Подкатной домкрат работает по принципу гидравлического, в основе которого закон Паскаля о давлении, оказываемом на жидкость или газ. Рабочей жидкостью в этом устройстве служит гидравлическое масло. Нагнетаемое насосом, оно поступает в цилиндр и поднимает его вместе с корпусом под нагрузкой. Жидкости, как известно, почти не сжимаются, и поэтому гидравлический домкрат может очень долго удерживать поднятый груз. Устройства такой конструкции в зависимости от предназначения могут поднимать и удерживать от 1 до 200 тонн.
Возможны следующие конструктивные особенности:
фиксатор, специальный страховочный штифт, предохраняющий от случайного несанкционированного опускания;
педаль предварительного подъёма для более быстрой и точной подводки к поднимаемому автомобилю.
Эти особенности облегчают пользование инструментом. Но это сказывается на его цене.
Такие домкраты относятся, как правило, к категории профессиональных и стоят немалых денег.
Рейтинг моделей
Среди подкатных домкратов для легковых автомобилей грузоподъёмностью не выше 2 тонн симпатии покупателей распределяются примерно следующим образом.
Kraft KT 820000
Это старый немецкий бренд инструментов и вспомогательных механизмов. Производится в Китае. Считается одним из лучших в бытовом сегменте (для редкого мелкого ремонта легковых автомобилей). Высота подхвата (начала подъёма) – 135 мм, высота подъёма – 320 мм. Цена в среднем от 2000 рублей. Поставляется в пластмассовом кейсе.
«Зубр 43053-2-К»
Наиболее распространённый подкатной домкрат российского производства. Усиленная конструкция. Прочен и надёжен. Поднимает легковой автомобиль на высоту 330 мм. Этого достаточно для замены колёс большинства диаметров. Цена – от 2300 рублей.
«Белавтокомплект БАК. 00053»
Эта марка известна ещё с советских времён. Цена – от 1600 рублей. Высота подъёма – 320 мм. Цена соблазнительна, но качество, согласно отзывам, иногда «хромает».
Autoprofi DP-20K
Российская марка, стремительно набирающий популярность бренд. Эти домкраты надёжны, выносливы. Высота подъёма 330 мм. Подходит для большинства легковых автомобилей. Цена – от 2200 рублей.
Комплектуется кейсом.
Matrix Master 51020
Родина бренда – Германия, но сделано оборудование в Китае. Высота подъёма 355 мм. Потребители отмечают удобство, компактность и надёжность, лёгкость работы с ним. Цена – от 2300 рублей. Поставляется в кейсе.
Titan 20008
Недавно появившийся китайский бренд. Цена – от 2000 рублей, поставляется в пластмассовом кейсе. Цена привлекательна, но есть нарекания по качеству резиновых уплотнений и удобству использования.
Очень заманчива высота подъёма – 360 мм.
Из профессиональных устройств стоило бы отметить Norberg N32035 грузоподъёмностью 3,5 тонны. Высота подъёма 558 мм. Цена – от 11 тысяч рублей.
Такие и подобные ему домкраты используются в автосервисах и шиномонтажных мастерских.
Как выбрать?
Выбирать автомобильный подкатной домкрат следует прежде всего по цели использования. Большинству автомобилистов он нужен для ситуативного ремонта и мелкого техобслуживания. Для этого достаточно бытовых (или «любительских») домкратов, рассмотренных в разделе «Рейтинг». Определяющим здесь является соотношение цена – качество. Все перечисленные устройства вполне отвечают этому соотношению и с некоторыми колебаниями по качеству подходят для любого легкового автомобиля кроме внедорожников. Для всех категорий внедорожников рекомендуются бутылочные или реечные домкраты.
Для работы в автомастерских нужны профессиональные подкатные домкраты. У них гораздо больший ресурс, грузоподъёмность и высота.
Стоят они в разы больше, но эти траты необходимы.
Как пользоваться?
Прежде чем пользоваться домкратом, нужно внимательно изучить инструкцию производителя, и все дальнейшие действия предпринимать в строгом соответствии с ней. Приведённые здесь рекомендации имеют, конечно, очень обобщённый смысл.
Устанавливаем автомобиль на ровную поверхность (без явных уклонов) с жёстким покрытием (бетон, асфальт, деревянный пол). Если покрытия нет, то подкладываем металлический лист или прочные доски.
Подкатываем домкрат под автомобиль так, чтобы упор пришёлся в прочную часть конструкции (ребро жёсткости, рессорный кронштейн, поперечина силового агрегата).
Убеждаемся в том, что перепускной клапан на домкрате закрыт. Для этого в торце домкратного рычага есть специальный паз. Пробуем клапан на затяжку, при необходимости затягиваем до упора.
Вставляем рычаг в паз гидравлического насоса, закрепляем и начинаем качать. Рабочая часть домкрата под углом поднимается, а сам домкрат, двигаясь на колёсиках, занимает оптимальное положение под точкой нагрузки.
Подняв автомобиль на нужную высоту, подставляем страховочную стойку (подкатной домкрат может удерживать поднятый груз очень долго, однако безопасность – прежде всего) и проводим нужные работы.
Закончив работы, установив на место все снятые детали, опускаем автомобиль. Опустить его можно, открыв перепускной клапан на домкрате. Освобождаем рычаг, надеваем на головку клапана и отворачиваем (достаточно ¼ оборота). Автомобиль опустится.
Подкатной домкрат требует ухода и обслуживания. Каждый раз при работах с домкратом нужно осматривать его на предмет возможной течи масла, следить за чистотой штока, оценивать, как реагирует домкрат на качания рычагом. При этом не забывать периодически проверять уровень масла и при необходимости доливать его. В инструкции обычно доходчиво объясняется, как заправить домкрат маслом.
Если есть течи, загрязнения штока, домкрат «не слушается» рычага – значит, пришло время заменить резиновые уплотнения. Некоторые (не все) домкраты комплектуются ремкомплектом: набором резиновых колец, которые надо заменить при техобслуживании. Замена их стоит некоторого труда, но ничего слишком сложного нет.
Хранить и транспортировать домкрат следует в вертикальном положении (в том, в каком мы подставляем его под автомобиль). Это нужно для того, чтобы не вытекло масло. В этом смысле очень хорошо, когда домкрат комплектуется кейсом. Расположение в нём домкрата уже изначально правильное.
И последний момент. Гидравлические домкраты боятся морозов. При температуре ниже -10 градусов масло заметно густеет и плохо прокачивается.
Обзор отзывов
Несмотря на сложившийся в последние годы «потребительский экстремизм», отзывы о подкатных домкратах на сайтах интернет-магазинов и в аналитических порталах в целом положительные. Владельцы отмечают удобство пользования ими, быстроту подъёма и опускания, относительно малый вес и габариты, устойчивость при работе и безопасность для порогов и других частей автомобиля.
Нарекания часто касаются качества резиновых уплотнений (чаще всего это относится к домкратам Titan), к длине рычага (слишком короткий, приходится прилагать дополнительные усилия), к слабости рамы, которая при нагрузках гнётся («Белавтокомплект»), к проблемному приводу гидронасоса от рычага (Autoprofi). Но таких отзывов немного, и есть основания полагать, что этим покупателям просто не повезло. К сожалению, брак встречается даже у самых лучших производителей. Рекомендуется при покупке домкрата узнавать об условиях гарантии.
Проведённый анализ показывает, что подкатные домкраты «бытового» сегмента достаточно качественны, удобны и просты в использовании, относительно недороги.
Несмотря на отдельные недостатки, они вполне могут быть рекомендованы всем владельцам автомобилей с низким клиренсом.
Видеообзор подкатного гидравлического домкрата Kraft 2т вы можете посмотреть ниже.