Все о дорожном бордюре
Дорожный бордюр – ключевой элемент в строительстве дорог и автомагистралей. Из материала данной статьи вы узнаете, что он собой представляет, каким бывает и для чего используется. Кроме того, мы расскажем о его параметрах и рассмотрим ключевые моменты монтажа.
Что это и для чего нужен?
Дорожные бордюры – стройматериал для благоустройства дорог. Это бордюрные элементы, укладываемые в качестве ограждения пешеходных зон от проезжей части. Их монтируют по обе стороны дороги в целях эффективной защиты и укрепления мощеных участков.
Дорожный бордюр нужен для обеспечения безопасности водителей и пешеходов. Он разделяет проезжую часть и тротуар. Является укреплением и защитой тротуарной плитки от негативного действия окружающих факторов (механического разрушения, дождя, снега, града).
Его используют для обозначения остановок транспорта, газона. Дорожный бордюр используют при обустройстве заездов и автостоянок. Он имеет нескользящую поверхность и четкую геометрическую форму. Это позволяет укладывать его, образуя идеальные линии границ.
Дорожный камень можно увидеть на островках безопасности. Помимо защиты и зонирования он выполняет декоративную функцию.
Дорожные бордюры – строительный материал с уникальными эксплуатационными свойствами. Они устойчивы не только к внешним повреждениям, но и температурным перепадам. Эстетичны, долговечны, износоустойчивы, эргономичны. Делают возможной облицовку тротуаров плиткой (предупреждают ее смещение), позволяют их асфальтировать.
Являются декоративным оформлением дорожек в парковых зонах. Нередко используются при обустройстве территорий частных землевладений. Они находятся над дорожным покрытием (тротуарной плитой либо асфальтом), не вкапываются в землю слишком глубоко. Повышают его морозо- и влагостойкость.
Особенности
Дорожный бордюр производят посредством методики вибропрессования особо прочного тяжелого бетона. Сырьем является влажная смесь из цемента и крупнозернистого песка. Раствор замешивают в бетоносмесителе, помещают в пресс-форму, прессуют с одновременной вибрацией. После этого сушат при температуре 40-50 градусов, затем пакуют на поддоны.
Бордюрный камень, получаемый путем литья, относится к бюджетному типу материала. Технология производства с арматурой для прочности увеличивает вес изделия.
Однако при методике вибропрессования снижается возможность раскола бордюра из-за воздушных пузырьков.
Благодаря сквозному окрашиванию отличается постоянством цвета. Стройматериал изготавливают в строгом соответствии с актуальными стандартами качества на современном оборудовании. Он экологически безопасен, отличается доступной ценой, минимальными сроками изготовления крупных партий.
Его устанавливают на участках разного типа, укладывая ниже уровня подстилающего слоя (из железобетона, песка и щебня). Ввиду большого веса при его установке применят специальную технику (либо ручные приспособления, похожие на клещи). Дорожный бордюр маркируют (например, БР 100.30.15 – универсальный, армированный и цветной).
Дорожный бордюр – не поребрик, он отличается высотой установки. Идет в одной плоскости и высоте с брусчаткой. При этом сама проезжая часть располагается ниже на высоту камня. Благодаря этому автомобили не могут въезжать на огражденную пешеходную зону. Кроме того, он толще поребрика.
Обзор видов
Все разновидности дорожных бордюров можно разделить на 3 типа. Каждый из них имеет свои особенности и отличается назначением.
- Магистральный серый, имеет скос с одной стороны, который располагают с проезжей части. Имеет большие по сравнению с другими аналогами размеры. За счет наклона профиля предусматривает комфортную очистку.
- Радиусный серый бордюр, использующийся в центрах круглых перекрестков, предусмотренный для ограждения участков закругленной формы. Имеет стандартную высоту, устанавливается на поворотах, радиус которых доходит до 10 м. Используется для криволинейных дорог со сложным рельефом, крутыми поворотами.
- Сборный, отличающийся пористым типом поверхности, имеющий скос сверху. Представляет собой цепь из бордюрных блоков одинакового размера и формы. Отличается наличием ватерлинии (метки для предельно допустимого уровня сточной воды).
- Скошенный, отличается от остальных тем, что не создает преград для автомобилей, имеет больший скос по боковой стороне. Отличается большим сроком службы, сопротивлением к давлению резины транспорта.
Геометрия бордюрного камня определяет его цену и вес. Что касается веса, то он может быть разным у изделий стандартного и армированного типа. В первом случае масса составляет 95 кг, во втором – 100 кг.
При одинаковой марке бетона М300, цена на обычный бордюр будет составлять примерно 200-300 рублей за 1 шт. Стоимость армированного камня будет варьировать в пределах 400-450 рублей за шт. Цена окрашенного аналога будет составлять порядка 320 рублей за 1 модуль.
Все разновидности дорожных бордюров являются универсальными решениями для обустройства на российских дорогах. Согласно требованиям ГОСТ 665-91, они отличаются прочностью бетона не ниже М300, влагопоглощением до 5%, морозоустойчивостью от F200.
Зачастую материал предусматривает армирование металлическими прутьями либо проволокой. Его состав может включать гранитную крошку. Серый цвет считается универсальным. Цветной получается при добавлении пигмента. Такие изделия стоят дороже.
Стандартные размеры и вес
Требования к дорожному бордюру прописаны в ГОСТ 6665-91. Он используется для обустройства 90% всех городских дорог и дворов. Его срок службы составляет 15-20 лет, что зависит от места расположения. Габариты дорожного бордюра зависят от его разновидностей.
- Магистральный бордюр составляет 180 мм в ширину, 1000 мм в длину, 300 мм в высоту (самый высокий), весит 120 кг. Его ширина, высота и длина постоянны.
- Стандартный дорожный бордюр длиной 1 м имеет размеры высоты и ширины – 300х180 мм, вес 100 кг.
- Красный метровый бордюр составляет в длину/высоту/ширину 1000х300х150 мм.
- Радиусный дорожный бордюр может иметь длину от 78 до 100 см. Его ширина равна 15 см, высота колеблется от 30 до 32 см. Масса дорожного бордюра напрямую указывает на его качество: если она меньше установленного норматива по ГОСТу, это означает, что он произведен с нарушением технологии.
Нюансы монтажа
Чтобы правильно установить дорожный бордюр, нужно знать нюансы используемой технологии укладки. Работа подразумевает использование техники, способной поднимать и перемещать камни весом 100 кг. При отсутствии техники используют железные крюки.
Работу не выполняют в одиночку – как минимум, этим занимаются двое.
Прежде всего, необходимо позаботиться о подготовке траншейной ямы на всю длину укладываемого бордюрного материала. При подготовке основания определяются с местоположением бордюра, используя для большей точности веревку.
После этого вырывают траншею. Ее ширина, согласно общепринятой технологии монтажа, должна составлять 40 см (в 2 раза больше тротуарного, гораздо больше пластикового аналога). Глубина траншеи должна быть больше высоты бортового камня. Дно вырытой траншеи трамбуют, выкладывают слоями песок и щебень. Насыпь выравнивают, повторно уплотняют, после чего заливают раствором бетона.
Затем определяются с высотой бордюра. Для этого используют строительный уровень и веревку, фиксируя ее на кольях, на идентичном расстоянии от асфальта. Высота бордюра покажет место прохождения внешней части дорожного бордюра. По окончании данного этапа занимаются установкой бордюра.
Камни ставятся по линии-разметке вдвоем, поднимая и перемещая одновременно с обеих сторон. Бордюр углубляют в раствор бетона, используя по необходимости резиновый молоток. Инструмент помогает регулировать высоту. Им ровняют бордюр по 2-м плоскостям. Вместо него можно использовать деревянную доску и железный молоток.
Если в ходе монтажа получаются щели между камнями, а также иные пустоты, их заливают подготовленным раствором. Время от времени необходимо следить за тем, чтобы бордюры, до застывания раствора, не заваливались в разные стороны. Пока они еще не запечатаны, необходимо исправлять их положение.
После завершения монтажа занимаются обустройством тротуаров или дороги. Для того чтобы ограждение стояло долго, не деформировалось и не ломалось, до начала работ осматривают сам камень. Нельзя монтировать его в том случае, если на его поверхности заметны крупные трещины и воздушные полости.
Нельзя игнорировать подготовку основания. Иногда укладчики не используют щебень. Однако если грунт не песчаный, обойтись без него не получится. Он обязательно нужен, если почва глинистая, имеет суглинок. В этом случае игнорирование технологии подготовки приведет к тому, что весной бордюры полезут в разные стороны.
Нельзя использовать вместо щебня строительный мусор или бой кирпича. При использовании такого «материала» бордюры очень быстро просаживаются. Что касается глинистой и черноземной почвы, она топит гравий. В этом случае не обойтись без укладки геотекстиля.