Все о рым-болтах

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Особенности производства
  3. Сферы применения
  4. Какими бывают?
  5. Советы по эксплуатации

Слово «рым» в переводе с голландского означает «кольцо» – от него и пошло название крепежного элемента рым-болт. Его основное назначение — подъем, опускание или удерживание на весу конструкций при ведении монтажных работ или грузоперевозок.

Что это такое?

Универсальное грузозахватное приспособление с разборным соединением, предназначенное для подъема или транспортировки каких-либо грузов, и есть рым-болт. Имеет вид длинного винтового стержня с кольцом на одном конце. Для производства обычно используется сталь ГОСТ 1050-84, марка которой должна быть не меньше 20 или 45. Физико-механические характеристики должны проходить контроль качества и подтверждаться специальными документами. Сертификация происходит путем случайного выбора готовых изделий: осуществляется проверка на наличие пустот, выявление некачественной резьбы или заваренных участков.

Выпускаемые рым-болты отличаются друг от друга по таким параметрам, как длина нанесенной резьбы и допуск к ее диаметру. Но по техническим условиям ГОСТ, DIN и ISO требования остаются одними и теми же:

  • размерная линейка;
  • размер диаметра резьбы;
  • вес изделий;
  • марки стали, применяющиеся для производства;
  • прочность и грузоподъемность;
  • эксплуатационные условия.

Особенности производства

Для изготовления рым-болтов применяются две технологии — это литье (ковка) и штамповка. Сталь используется либо углеродистая, либо легированная. Это высокопрочные виды металла, различия которых в направлении применения, то есть одни рым-болты могут использоваться для любых целей, другие – для условий повышенной влажности. Изделия из низкоуглеродистой стали проходят обязательный процесс оцинковки, благодаря этому они не поддаются коррозии. Метизы из легированной стали не менее прочны, но их поверхность может со временем ржаветь. Всего существует несколько способов цинкования.

  • Гальванический. В емкость, где находятся растворенные соли цинка, помещают крепежи. Далее пропускают электричество – благодаря этому действию частицы цинка остаются на болтах.
  • Горячий. Изделия помещаются в разогретый до температуры 465°С цинк. Этот метод используется чаще всего, так как он более экономичный и надежный. Горячая оцинковка повышает антикоррозионную стойкость болтов.
  • Диффузный. Детали обрабатываются порошком цинка при температуре 290-450°С либо парами цинка при 800-900°С. Данный метод можно сравнить с горячим, единственный минус — «страдает» внешний вид готового изделия.
  • Холодный. На готовые детали наносится специальный раствор с содержанием цинкового порошка. Здесь устойчивость к ржавлению выше, чем при обработке гальваническим методом, но ниже, чем при оцинковке горячим способом.

Производство методом литья сложное, но крепежи получаются точнее и прочнее. Изготавливаемые данным способом рым-болты могут различаться размерами (несколько миллиметров), но это различие допускается стандартами ГОСТа. Способ штамповки прост — здесь работа происходит на специализированных станках. Разогретый металл разливают по формам.

Для некоторых крепежей есть дополнительный пункт — это процесс термической обработки. При производстве данным методом на кольце болта могут появляться заусенцы. Это допустимо, потому что их легко устранить, не принося ущерба самому крепежу.

В то же время к стержню требования более высокие — здесь заусенцы, вмятины недопустимы.

Сферы применения

Благодаря своему специфическому назначению применяются рым-болты во многих сферах:

  • строительство — используются в монтажных работах, для перемещения и загрузки-выгрузки каких-либо конструкций, для работ на высоте;
  • производство автотранспорта — здесь с их помощью производится буксировка;
  • такелажные работы — всевозможные перемещения тяжелых грузов (поднять, загрузить, выгрузить, переставить и другое).

А также крепежи часто применяются при ведении работ, что необходимо выполнить в короткие сроки — например, установка палаток, купола цирка, шатров. Уличная реклама и системы подобного вида тоже монтируются при помощи рым-болтов. Принято считать, что впервые рым-болты начали использоваться в судоходном деле. На плавучие конструкции (на лодку, яхту, суда) устанавливался крепеж для швартования к берегу.

Установка болта может производиться как на само оборудование, так и на его узлы.

Какими бывают?

Болт с проушиной или болт с кольцом — так называют крепежи на простом языке. Существует 2 варианта исполнения конструкции рым-болта:

  • кольцо крепится к стержню строго перпендикулярно;
  • кольцо установлено в специальный паз, может вращаться в разных направлениях.

А также для удобства захвата груза у болта вместо кольца может быть установлен крюк.

Кроме метизов, изготовленных по стандартам, выделяют и другие виды.

  • Удлиненный. Имеет длинный резьбовой стержень.
  • Анкерный. Используется при работе с бетонными конструкциями или природным камнем. Изделие отличается наличием гайки, шайбы и распорного элемента. Крепежи с анкером удобно устанавливать на проблемные основы. Здесь можно выделить 4 вида анкерных болтов.
    • Клиновой — имеет вид гильзы, внутри которой находятся кольца.
    • Забиваемый — особый тип болта, его края выполнены из мягкого металла, которые при забивании деформируются. Таким образом осуществляется крепление в поверхности.
    • Разжимной — наиболее популярный и универсальный крепеж. Сделан в виде стержня с прорезями, благодаря которым стенки как бы «раскрываются» при вкручивании.
    • Распорный — этот болт также имеет большую популярность. Чаще всего используется в сфере строительства. Имеет вид конуса, стержень которого после вкручивания расширяется. Применим только для бетона и кирпича.
  • Болт с поворотной петлей применяется для перемещения грузов в любых направлениях. Различают изделия двойного вращения — на 360°, а также поворотные – на 180°.
  • Болты с наружной резьбой. Устанавливаются в специально подготовленные отверстия и монтируются неподвижно.
  • Болты, имеющие стержень без резьбы. Используются очень редко с целью создать шарнирное соединение.

По типу материала крепежи бывают оцинкованные и легированные или нержавеющие. Какая будет грузоподъемность, зависит от градуса закрепления — осевая, под углом в 45°, если болт установлен сбоку. По стандартам ГОСТ и DIN ширина бурта, то есть выступа винтовой части, варьируется от 17 до 120 миллиметров. Каждый рым-болт имеет свои технические характеристики. Крепежи различаются по размеру диаметра резьбы и диаметра бурта, по шагу винтовой нарезки, по нагрузке от диаметра, по внутреннему и наружному размеру кольца и его толщине, по длине резьбовой части, по допустимой нагрузке на разрыв под углом в 45° и относительно его оси.

Обозначаются, как М4, М5, М6, М8, М10, М12, М14, М16, М20, М24, М30, М36, М42, М48, М56, М64, М72, М80 и М100. По всем этим характеристикам грузоподъемность может варьироваться от 80 килограммов до 40 тонн.

Можно выделить и специальный грузовой болт, состоящий из кольца, установленного резьбовым стержнем на деталях различных машин и аппаратов. Такие крепления являются их составляющей частью.

Советы по эксплуатации

Начинать установку рым-болта необходимо с подготовки отверстия. Процесс осуществляется при помощи сверла, далее уже происходит монтаж крепежа. Соответственно для надежной установки сверло должно быть идентичным диаметру болта.

Технические условия установки:

  • крепеж должен быть плотно затянут;
  • винтовой стержень должен быть вкручен не менее чем на 90% в поверхность – этот параметр можно корректировать при помощи специальной шайбы или прокладки;
  • к одному болту можно подсоединять только один канат, цепь, веревку и другое;
  • перед монтажом все взаимодействующие элементы (болт и отверстие) должны быть очищены от пыли и грязи;
  • устанавливая крепеж, нужно следить, чтобы винтовая часть правильно зашла в подготовленное отверстие;
  • ось метиза должна находиться под прямым углом относительно оси отверстия.

Отдельно рассмотрим условия установки для анкерного рым-болта.

  • Длина крепежа подбирается согласно толщине поверхности. В бетон анкер вкручивается минимум на 5 сантиметров.
  • Место, куда будет устанавливаться крепеж, нужно правильно подбирать с первого раза. Демонтаж и повторная установка проходят очень сложно.
  • Монтажное отверстие должно быть совместимо с диаметром болта. Чтобы вкрутить метиз, должно прилагаться усилие.
  • Так же, как и для обычных рым-болтов, отверстие для анкеров перед монтажом очищается от грязи.
  • Распорный тип вбивается молотком.

В следующем видео вы сможете взглянуть на производство рым-болтов по ГОСТ 4751 73.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.