Жидкий битум: технические характеристики и применение

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Технические характеристики и маркировка
  3. Где применяется?
  4. Как пользоваться?

В различных секторах строительства благодаря целому ряду неповторимых и высоких практических свойств применяется такой материал, как жидкий битум. Его применяют для облегчения осуществления различных процессов технологического характера при строительстве объектов жилой и промышленной направленности, создании кровельных конструкций, прокладывании трубопроводов, дорог и различного рода инженерных коммуникаций.

Данный стройматериал имеет отличную вязкость, пластичность и хорошие водоотталкивающие показатели. При проникновении в поры, а также различные трещины в покрытиях он может стать связующим веществом, улучшить износостойкость и обеспечить хорошую адгезию.

Что это такое?

Рассматриваемый материал представляет собой асфальтоподобное покрытие с довольно необычными характеристиками. Он применяется в целом ряде сфер, но особенно незаменимым он будет в строительстве. Жидкий битум практически всегда используется при укладке дорог, изготовлении кровельных материалов, а также для гидроизоляции различных объектов. Его используют как при возведении крупных промышленных объектов, так и бытовых.

Существуют две разновидности битума:

  • природный;
  • искусственный.

Первый представляет собой продукцию естественного окисления различных нефтяных веществ. В чистом виде его практически не бывает. Чаще всего приходится видеть определённые асфальтовые компоненты – известняк и доломит, пропитанные смолистыми составами на битумной основе. Их дробят и после превращения в порошок используют для асфальта. Ну или из пород могут извлекать битум.

Второй тип представляет собой результат переработки промышленного типа. Для такого процесса требуется метод вакуумной перегонки гудрона либо его принудительное окисление с применением продувки воздухом. Первый вариант используется редко из-за того, что добыча довольно затратная, а второй применяется всегда.

Подобное сырьё используется также:

  • для фундамента;
  • асфальта;
  • гидроизоляции;
  • бетона;
  • дерева;
  • стыковочных участков труб.

Технические характеристики и маркировка

Теперь скажем немного о технических характеристиках и маркировке данного вещества, которое чаще всего реализуется в вёдрах, хотя иногда встречается в баллончиках. Повышение температуры для такого материала становится причиной его размягчения, увеличения пластичности, что даёт возможность применять битумные смеси. Если говорить об основных характеристиках, имеющих важное значение для применения битума, стоит назвать следующие:

  • пенетрация определяет вязкость или плотность материала;
  • дуктильность – показатель пластичности состава на битумной основе;
  • термическая стабильность определяет температуру, при которой происходит размягчение битумных масс и переход вещества в состояние жидкости.

Следует сказать, что характеристики эксплуатационного характера данного материала ещё определяет и температура хрупкости, когда в битумном слое появляется первая трещина.

Если же говорить о такой вещи, как маркировка, то следует обратиться к ГОСТу. Согласно ему, битумные составы делятся на 3 категории в зависимости от класса и вязкости:

  • СГ 40/70, 70/130, 130/200;
  • МГ 40/70, 70/130, 130/200;
  • МГО 40/70, 70/130, 130/200.

Также существует и автодорожный битум, который маркируется аббревиатурой БНД. На сегодняшний день применяется 5 типов такого вещества:

  • 40/60;
  • 60/90;
  • 90/130;
  • 130/200;
  • 200/300.

Цифры означают степень вязкости сырья. Естественно, что и расход на 1 м2 различных типов такого состава будет разным.

Также буквенное словосочетание обозначает 2 класса маркировки по ГОСТу по мере темпов создания структуры:

  • медленно густеющие;
  • густеющие со средней скоростью.

Теперь скажем о каждой категории несколько слов.

Густеющие со средней скоростью

Данная категория составов, имеющих обозначение СГ, получается при помощи разжижения битумов вязкого типа для дорог с применением нефтепродуктов в жидком виде. Она используется обычно для возведения дорожных облегчённых и капитальных покрытий, а также для формирования их оснований в любой климатическо-дорожной области страны.

Медленно густеющие

Обозначается аббревиатурой МГО, получается из немного окисленных нефтепродуктов либо нефтепродуктов остаточного типа или же их составов, что необходимо для получения асфальтобетона холодного типа и для создания покрытий дорог облегчённого характера, а также оснований в дорожно-климатических областях 2-5.

Где применяется?

Если говорить о применении битумного состава, то в зависимости от целей, которые нужно достичь, методика подготовки и нанесения состава будет различаться.

  • В случае с использованием для кровли применяется чистый битум без примесей – методика, которая безнадёжно устарела, но всё ещё популярна. Чаще всего им покрывают кровли старых домов и гаражей путём самой простой заливки. Такой материал стоит дёшево, а работа тут крайне проста. Для кровли инструкция применения битума основывается на промазывании поверхности крыши горячим материалом. Чтобы он тёк лучше, в него обычно добавляют печное либо дизельное топливо, моторные масла. Правильно заливать для гидроизоляции битум требуется после проведения тщательной оценки состояния поверхности. В большей части разновидностей гидроизоляционных покрытий крыши битум будет слоем промежуточного характера между стенкой и непроницаемым полотном. Чтобы придать более качественное сцепление с рубероидом, следует использовать чистый битум. Применение чистого вещества имеет минусы, среди которых следует назвать невысокую долговечность и небольшую прочность покрытия. Через время под действием природных факторов битум трескается, и покрытие требуется переделать. Во избежание этого в состав добавляют полимеры. Лучше всего для крыши применять битум в сочетании с рубероидом. При правильном применении специальных мастик подобное покрытие прослужит длительное время.
  • Ещё одна сфера применения рассматриваемого материала – гидроизоляция для фундаментной основы. Битум часто используют для обмазывания внешних фундаментных стен, а сверху накладывают полотно резиново-битумного типа – изол либо бризол. Если в местах, где располагается фундамент, серьёзного давления подземных вод нет, и отсутствуют какие-либо движения земли, можно использовать самую обычную битумную обмазку.

Несмотря на то что долговечность тут ниже, нежели у битумных мастик, замазанные дефекты будут на длительный срок закрыты от воздействия воды.

  • Формирование покрытий защитного характера на коммуникационных линиях. Покрытия на битумной основе комплексного типа представляют собой универсальное решение защиты труб и иных углублённых в землю конструкций, выполненных из металла. Основным гидроизолятором в данном случае будут различного рода модификации полотен на битумной основе. Они крепятся на мастику либо битум, которые наносятся на металлическую поверхность, предварительно покрытую грунтовкой. Перед нанесением главного слоя, связующего все элементы, требуется покрыть изделие праймером. Так называют разбавленный маловязкий битум, улучшающий сцепление благодаря заполнению пор.
  • Создание покрытий асфальтового типа. Тут требуется использование максимально качественных битумных соединений, которые имеют максимальные температурные и прочностные эксплуатационные показатели. Минусом битума будет потеря его прочностных характеристик при высоком давлении. Именно по данной причине по различным типам трасс запрещена езда грузовых машин, особенно в летнее время. Для улучшения качества состава для формирования асфальта применяются пластификаторы, имеющие целый спектр положительных характеристик.
  • Для обработки дерева битум в чистом виде не годится, поэтому был разработан ряд специальных составов на его основе, в частности, битумная мастика. Чаще всего она используется как гидроизоляция. В некоторых случаях мастика может выступать как скрепляющая прослойка при монтаже деревянного покрытия.

При наличии низких температур битум становится хрупким, а при высоких – плавится. Подбор того или иного типа материала будет определяться нагрузками и природными условиями применения. При прокладывании магистралей, где ездят тяжёлые машины, применяется соответствующий битум. Кроме того, смесь для асфальта не может обойтись без гравия и песка.

Пропорции данных веществ зависят от требований к покрытию. Чем больше количество песка и меньше гравия, тем большую гладкость будет иметь покрытие.

Как пользоваться?

Попытаемся разобраться, как же правильно пользоваться жидким битумом и наносить его.

  • Для начала битум требуется нагреть. Нагрев должен производиться в спецустановках, но чаще субстанцию греют в бочках из металла на огне.
  • Готова смесь будет в тот момент, когда её поверхность будет очень гладкой, практически глянцевой, без каких-либо признаков перегрева. Его допускать ни в коем случае нельзя, иначе покрытие будет хрупким.
  • После этого требуется разводить состав с применением растворителя. Наилучшим решением в данном случае будет масло солярового типа и дизтопливо. Первый тип вещества найти не всегда просто, поэтому обычно применяют дизтопливо. Битум требуется развести до состояния от 30 на 70 до 50 на 50 с растворителем в зависимости от необходимой консистенции и температуры воздуха. Если объём работ велик, то растворитель наливается в битум, если невелик – то наоборот.
  • Если говорить о нанесении, то после переноса вещества из ёмкости на его выравнивание будет всего минута-полторы. Перед его нанесением лучше провести начальную обработку поверхности, куда будет наноситься состав, при помощи праймера. Для выравнивания можно использовать валик, швабру или кисть.

Экономить состав не нужно, и стыки требуется промазывать хорошо. А при герметизации кровли следует обращать внимание, чтобы новый битум после застывания не создавал трудностей для схода воды.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.