Дорожный битум марки БНД 60/90
Долговечность и практичное использование застывшего асфальта на трассах, эстакадах и улицах значительно зависит от параметров битумного стройматериала. В статье пойдет речь о марке дорожного битума БНД 60/90, которая во многом обеспечивает износоустойчивость дорожного покрытия.
Технические характеристики
Долговечное по сроку действия покрытие дороги кроется в придании дорожному полотну как можно меньшей его подверженности образованию трещин. Стойкость к возможным сдвигам, приводящим к появлению трещин, меньшая подверженность влиянию осадков и грязи, морозоустойчивость – основные параметры асфальта. В данные требования хорошо вписался битумный наполнитель марки БНД 60/90.
Именно его во многих регионах используют для прокладки новых дорог и восстановления уже существующих.
Для наглядности в таблице приведены сравнения БНД 60/90 с четырьмя другими марками состава.
Характеристика |
БНД по ГОСТ 22245-90 |
||||
200 / 300 |
130 / 200 |
90 / 130 |
60 / 90 |
40 / 60 |
|
Прокол образца конусом (погружение испытательного тела), мм |
|||||
при 25°С, не хуже |
20,1-30 |
13,1-20 |
9,1-13 |
6,1-9 |
4-6 |
при 0°С, не хуже |
4,5 |
3,5 |
2,8 |
2 |
1,3 |
Температура,°C |
|||||
потери твёрдости, не ниже |
35 |
40 |
43 |
47 |
51 |
охрупчивания, не выше |
-20 |
-18 |
-17 |
-15 |
-12 |
воспламенения, не ниже |
220 |
220 |
230 |
||
Растяжимость, см |
|||||
25°С, не короче |
- |
70 |
65 |
55 |
45 |
0°С, не короче |
20 |
6 |
4 |
3,5 |
- |
Смена значения температуры потери твёрдости после прогревания, 0°С, не больше |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
Индекс погружения конусного тела в образец |
От -1,0 до +1,0 |
Исходя из представленных характеристик битумов модификация 60/90 заслужила наибольшего признания в дорожном строительстве/ремонте.
Дело в том, что данная марка нефтяного битума прочно скрепляет колотые камни, песок и минеральные присадки, в итоге превращая остывающий асфальт из вязкого покрытия, в которое проваливается нога или автошина, в очень твёрдый слой полотна, служащий 10 и более лет. Плотность (объёмный вес) БНД 60/90 – 1032 кг/м3.
Где используется?
Дорожный битум БНД 60/90 – главный после песка и щебня компонент. Он применяется при восстановлении и прокладке автодорог и стоянок всевозможного назначения. Вместо битума можно использовать и цемент – тогда вместо асфальта получился бы бетон. Заложив в бетон соотношение песка и цемента 1: 1, получили бы покрытие, не уступающее асфальту по прочности и долговечности. Но такое решение заметно дороже, чем асфальт, в состав которого и входит битум.
Укладка асфальта и асфальтобетона горячей и тёплой укладки не обходится без подготовки, распределения и вдавливания катком смеси, а также финальной подводки покрытия под спроектированную площадь и рядность движения проезжей части.
Перед укладкой нового асфальта предварительно разбивают и удаляют старый – тот, в свою очередь, отправляется на строительство временных дорог и проезжей части с непостоянной загруженностью полос движения.
Перед добавлением битума в асфальт брикеты очищают от упаковки, разбивают на куски, засыпают в металлоёмкости и подогревают на костре или в специальной цистерне, работающей от газа. Таким образом добиваются полного расплавления битумного состава до жидкого, текучего состояния. Битум не должен содержать камней, осколков всевозможного вторсырья или лишних примесей, не должен быть вспенен.
Если битум идёт в качестве строительной гидроизоляции, то, частично охладив его до 80°C, туда вливают растворитель. После этого у мастера будет лишь 2 минуты, чтобы взятый с помощью валика или кисти битум равномерно распределить по покрываемой поверхности.
Как правильно транспортировать?
Перевозка битума проводится в соответствии с особо жёсткими нормативами. Густой битум – горючее вещество, а разведённый при помощи растворителей – ещё и взрывоопасное. Его необходимо перевозить лишь в жидком виде при постоянном подогреве, например, в битумовозе, к месту проведения асфальтоукладочных работ. Если допустить его охлаждение в цистерне, то, чтобы растопить его, уйдёт очень много времени, так как плавление огромного брикета, принявшего форму цистерны, намного сложнее, чем расплавление битумного состава, порубленного на куски.
Дело в том, что размешивать тающий брикет труднее, чем куски, беспорядочно тающие при повышенной температуре.
Для более экономичного поддержания температуры размягчения/плавления цистерна может быть обложена базальтовой минватой. Внутри цистерны работает специальный механизм, обеспечивающий перемешивание состава. Перевозка битума на морозе осуществляется с постоянным подогревом.
Через отдельную трубу, расположенную в нижней части цистерны, битум сливается на месте проведения укладочных/ремонтных работ. По ГОСТу битумовоз оснащён светоотражающей лентой, двумя запорными кранами, расположенными на сливной трубе друг за другом. Если один из кранов будет пропускать битум (износ его заглушки), то второй предотвратит разливание стройматериала по дороге, являющейся частью маршрута битумовоза.