Что такое березовый сувель и как его заготавливают?

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Чем отличается от капа?
  3. Особенности заготовки
  4. Секреты обработки
  5. Применение

Сувель березы – необычное природное образование, которое в народе часто называют березовой костью. Те мастера, что профилируются на обработке дерева, знают цену этому необычному наросту. Работая с сувелем, можно сделать красивейшие изделия с приятными и качественными природными характеристиками.

Что это такое?

Сувель – это ресурсный для человека нарост, но вот для самой березы он не означает ничего хорошего. Появляется этот нарост из-за болезни дерева (если говорить образно, из-за березового рака). Обычно это комок, скрученный и сплетенный, не имеющий четкой геометрической формы. Другое народное название нароста – свиль. И растет этот свиль в 2, а то и в 3 раза быстрее самого дерева.

По форме он напоминает или каплю, или шар, или что-то усредненное. Нарост располагается вокруг ветви либо ствола. На березе такие образования встречаются часто, хотя точно сказать, чем они вызваны и почему развиваются, нельзя. Считается, что появляется сувель вследствие атаки дерева грибком. Но и механическую травму березы исключать нельзя.

А вот древесной костью этот нарост называется потому, что срез сувеля напоминает разводы мрамора, со свойственным материалу сечением и лучами, а тонкие частички сувеля даже можно просмотреть насквозь. Некое сходство со строением костной ткани, действительно, угадывается. Правда, плотности ткани у нароста все же меньше – эта древесина не так прочна, как, например, кап.

Случается, что сувель разрастается до огромных размеров. Если приехать в Ватикан, можно увидеть там купель, которая сделана из цельного куска срезанного с дерева сувеля. Правда, гигантский размер не равен качеству материала. Обычно, чем меньше березовая кость, тем ярче и насыщеннее внутренний рисунок. Но в любом случае внутренний узор нароста мягкий, без щипчиков и иголочек.

Внутри сувель напоминает перламутр – оттенком, конечно. Он бывает разным, может быть белее, темнее, насыщеннее или более блеклым. Иногда сувель внутри точно янтарь, бывает более коричневым, розоватым или даже зеленоватым. То, каким будет оттенок нутра нароста, зависит от того, где растет береза, а также от последующей сушки этой части дерева.

Кстати, сувель можно спровоцировать. Некоторые люди просто перетягивают березовый ствол или конкретную ветку дерева проволокой. На месте перетяжки образуется выпуклость, которая создается годовыми кольцами. Но если бережное отношение к природе в приоритете, делать так не стоит.

Сувель еще тем выгодное природное образование, что отлично ведет себя при обработке. Нарост отлично поддается шлифовке, прекрасно полируется. Наконец, главной ценностью образования является тот самый перламутровый срез, который напоминает мрамор. Он играет разводами на солнце, очаровывает своей текстурой и даже рождает какой-то внутренний свет. Нельзя точно сказать, глядя на нарост на березе, каков он внутри, но определенные прогнозы сделать можно.

Чем более коряв и более кручен нарост, тем его внутренний рисунок богаче и интереснее.

Чем отличается от капа?

Сначала стоит сказать, что такое кап. У него тоже есть альтернативное народное название – «ведьмин веник». Это образование, в отличие от сувеля, имеет доброкачественную природу. На березовом стволе или веточке вырастают узелки. Это не какой-то шар или большая капля, а узелковое образование, с множеством шишечек, которые создают спящие почки (либо придаточные). Эти образования напоминают то ли шипы, то ли бугорки. Неудивительно, если на капе, прямо из его нутра, будут расти мелкие побеги и небольшие веточки. Со свилем это исключено.

Различия между этими образованиями существенны.

Например, кап – редкая и удачная находка. Считается, что обнаружить его можно на одном из 3-5 тысяч деревьев. Сувель найти проще. На березах чаще люди находят прикорневой кап, и он тоже может быть впечатляющих размеров. Обрабатывать кап не так просто, как сувель, все же бугорки, шишечки и шипы дают о себе знать. Но вот со шлифовкой и полировкой проблем возникнуть не должно.

Древесина у сувеля не так прочна, как у капа. Она крепче как минимум вдвое, нежели у той березы, на которой кап вырос. Из капа чаще делают портсигары и шкатулки, серьги, браслеты, заколки, мелкий декор. А вот резной узор на капе не создают никогда (ну, может быть, только отчаянные экспериментаторы), ведь он будет лишним.

Фактура и текстура этого редкого древесного элемента не нуждаются в избыточном декоре.

Особенности заготовки

Искать необычную выпуклость нужно, конечно же, в лесу. И кап, и свиль, кстати, очень часто путают с древесным грибом. Его название даже запомнить сложно – Инонотус скошенный. Но если говорить проще, это то, что люди называют чагой.

Такой гриб растет на березе, и его встретить на дереве можно чаще, чем сувель и тем более кап.

Вот несколько советов по поиску и заготовке свиля.

  1. Спиливание свиля оптимально осенью (как и капа, впрочем). Если они уж очень корявые, осенняя заготовка особенно уместна.

  2. Спиливать нарост непросто – возможно, придется привлечь для этого бензопилу. Правда, и тут может возникнуть проблема – цепи пилы быстро тупятся под действием упрямого, очень прочного нароста.

  3. При отсутствии бензопилы подойдет и ручной инструмент, но только тот, зубья которого остро наточены. Если пила будет туповата, тяжко придется и мастеру, и дереву, которого такие манипуляции опасно ранят.

  4. Чтобы на дереве не образовалось невзначай ненужное дупло, места среза сувеля нужно скорее замазать садовым варом. Вместо вара сгодится и глина, и замазка масляной краской.

  5. Если найден свиль огромных размеров, стоит серьезно подумать, спиливать ли образование. Если отнять у дерева такой нарост, можно нанести ему сильный урон: рана будет столь серьезной, что дерево рискует погибнуть.

  6. Начальная обработка вариативна. Можно оставить древесину на воздухе в самых натуральных условиях, но на естественную сушку уйдет год, а то и два. Можно ускорить процесс так: кора снимается с заготовки, оборачивается газетой, помещается в черный пакет из полиэтилена. Бумага не даст материалу поспешить с нагреванием, а пакет создаст парниковый эффект. Если сувель сушится на улице, черный полиэтилен быстро нагреется от солнца, если дома – от батареи. Процесс равномерен, а значит, можно не переживать о растрескивании дерева. Пакет завязывается с оставлением небольшой отдушины. На все уйдет примерно 25 дней.

Но сбор, сушка – это еще только начало процесса. Далее сувель надо варить.

Секреты обработки

Нижеописанный способ варки довольно популярен. Более того, он годится, и чтобы придать древесине желаемый оттенок, и чтобы форсировать сушку, и чтобы сделать выразительнее натуральный рисунок.

Варка сувели производится по определенной схеме.

  1. В кастрюлю укладываются только очищенные от коры заготовки. Водой они заливаются так, чтобы жидкость на 3 см покрывала материал. Потом в 1 л воды добавляют 2 столовые ложки соли, емкость ставится на огонь. В раствор вносят опилки: подойдут ольховые или березовые, хвоя тоже сгодится. Они нужны в качестве натурального красителя.

  2. Как только вода закипела, огонь уменьшают, и варка длится 4 часа. Если приходится обрабатывать очень крупную заготовку – все 6 часов. После чего воду сливают, древесину оставляют подсыхать. На второй и третий день процессы повторяются. Суммарно варка должна занимать не менее 12 часов (до 18) в течение трех суток подряд.

Почему варить надо именно в солевом растворе – срабатывает простая физика. В дереве есть сок, и его плотность ниже плотности солевого раствора. При варке вода попадает в материал, начинается обезвоживание. Древесный сок вытесняется, впитывается солевой раствор. Так происходит элементарная диффузия жидкости, и нарост высушивается.

После варки материал надо обернуть газетой и отправить в пакет. На следующий день свиль все еще влажный, может досыхать без каких-либо лишних мер. В крайнем случае подсушить материал можно еще один день в газете.

Обработка нароста бывает черновой и чистовой. При черновой делается спил в материале такой, какой угоден будущей форме изделия. Если это, например, чаша, внутренняя часть выбирается сверху вниз. Лишняя древесина удаляется движением от стенок к центру с соблюдением угла в 45 градусов. Поможет в этом дрель или стамеска. Истончать стенки особенно не нужно: при высыхании они могут оказаться слишком хрупкими, даже растрескивания не исключены. Когда изделию придана первоначальная форма, его оставляют на пару дней на открытом воздухе не под прямыми солнечными лучами.

Чистовая отделка – это удаление угловатости форм, максимальное продвижение к конечному виду изделия, раскрытие структуры березовой кости.

Если в ходе этой работы выявляются недостатки материала, небольшие трещинки, выручит смесь клея и опилок. После этого можно зачищать шероховатости: рашпилем или скребком, проволочная щетка тоже работает. Действовать надо часто и мелко, аккуратно. Отшлифовать изделие можно дрелью, а лучше вручную – шкуркой.

Останется только очистить от пыли готовое изделие, протонировать, если таков замысел. Древесный нарост иногда обрабатывают лаком, иногда воском, используется и горячая олифа. И этот процесс долгий, трудозатраты существенны. Но ведь и стоят изделия из сувеля немало.

Применение

Поделки из березовой кости разнообразны – чего только не создаст фантазия автора. Самыми ходовыми считаются украшения: оригинальная бижутерия, которая сегодня, в эпоху экостиля, бохо-направления в дизайне особенно востребована. Такие украшения подойдут тем, кто любит натуральные материалы, природные цвета – бежевый, молочный, зеленый, песочный.

Делают из березовой кости и очень красивую посуду. Самым популярным наименованием сегодня наверняка можно считать разделочные доски. Но и рукоятки ножей, конечно, конкурируют с досками – и это уже традиция. Материал плотный, простой в обработке, очень красивый, потому рукоятки ножей будут заведомо востребованы. Ножи служат годами, даже десятилетиями. Ремонт на кухне может поменяться, немалая часть посуды тоже, потому ножи нужны добротные и красивые, вне времени и изменчивой моды. И рукоятки из березовой кости как нельзя лучше подходят.

Фигурки птиц и животных тоже позволяет сделать сувель, ведь древесный узор так здорово визуально повторяет оперенье птиц, кожу змеи или шерстку животных. Изгибы материала сами вдохновляют автора, подсказывают мастеру, что именно ему сделать. Древесный рисунок может быть не самостоятельной поделкой, а частью оформления картины, панно, другого художественного объекта.

Словом, у того, кто любит возиться с деревом, знает цену деревянному декору, возникнет 100 и 1 идея относительно березового нароста под названием сувель. И можно быть уверенным, что прослужит изделие из березовой кости долгие годы.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.