Все о студийных мониторах

Содержание
  1. Что такое студийные мониторы?
  2. Особенности
  3. Для чего нужны?
  4. Требования и характеристики
  5. Разновидности
  6. Мониторные линии
  7. Количество полос
  8. Размеры
  9. Производители
  10. Советы по выбору
  11. Установка, подключение и эксплуатация

Организация любой студии звукозаписи невозможна без использования студийных мониторов. Данная акустическая система дает возможность специалистам оперативно выявлять все имеющиеся недостатки звучания, а также оценивать специфику ведущейся записи.

Что такое студийные мониторы?

Студийный монитор представляет собой систему акустики с малой мощностью, но гладкой АЧХ, которая применяется для профессиональной звукозаписи. По сути, за сложным названием скрываются обычные колонки, позволяющие по максимуму выявлять дефекты записи и оценивать качество сводимого сигнала. Студийный аудиомонитор воспроизводит звук, каким он есть на самом деле, без искажений и приукрашиваний. В этом и заключается основное отличие акустической системы от обычных колонок – она является контрольной, то есть измерительной.

Разница в том, что звук не должен быть красивым, а должен быть настоящим.

Особенности

Устройство студийного монитора выглядит следующим образом: все важные детали заключены в корпус, также называемый кабинет. Выполняться он может из дерева, пластика, металла и МДФ. У конструкции имеются два независимых динамика – твитер и вуфер, причем твитер всегда располагается над вуфером.

  • Твитер отвечает за воспроизводство высоких частот, то есть тех, которые превышают 2 кГц. Он обладает конусообразной формой и создается из разных материалов.
  • Вуфер является более крупным динамиком, ответственным за воспроизведение низких и средних частот до 2 кГц.

Некоторые разновидности мониторов также обладают еще одним динамиком, «выводящим» средние частоты. За динамиками монтируется электромагнит, способный при помощи вибрации заставлять их двигаться и тем самым производить звуковую волну.

Для чего нужны?

Студийные мониторы, как легко догадаться по названию, используются для обустройства домашней или профессиональной студии, хотя некоторые люди предпочитают размещать их просто в одной из комнат дома. Нельзя сказать, что такие колонки окажутся удачным решением для простого прослушивания музыки, так как воспроизводимый звук не всегда получается чистым и красивым. Зато для сведения дорожек или занятий вокалом без такого устройства не обойтись.

Для сцены данная акустическая система, как правило, не применяется.

Требования и характеристики

Технические характеристики студийных мониторов – это то, на что обязательно следует обращать внимание при их выборе. Одними из главных параметров устройства принято считать мощность и максимальное звуковое давление. Чем больше сам динамик, тем выше оказывается его мощность, однако в то же самое время данный показатель должен быть прямо пропорционален объему комнаты, в которой расположится акустическая система. Аналогично можно сказать и про максимальное звуковое давление – оно должно быть прямо пропорциональным габаритам помещения.

Как правило, для домашнего студийного использования выбираются модели с показателем от 100 до 110 децибел.

Для мониторов ближнего поля оптимальными считаются:

  • мощность, равная 100 Вт;
  • частотный диапазон, составляющий от 50 до 20000 герц;
  • НЧ-динамик от 6 до 8 дюймов.

Следующей важной характеристикой является частотный диапазон и неравномерность АЧХ, то есть амплитудно-частотной характеристики. Важно помнить, что в целом диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом, колеблется от 20 до 20000 герц. Чем шире частотный диапазон конкретного монитора, тем равномернее становится АЧХ. Кроме того, если завысить АЧХ приблизительно на 3 децибелы, то возникнет тембральный окрас, негативно влияющий на работу мониторов. Поэтому амплитудно-частотная характеристика должна быть максимально равномерной. В том случае, когда нижняя граница частот оказывается выше 45 герц, рекомендовано дополнительно со студийным монитором использовать сабвуфер.

Фазоинвертор представляет собой отверстие, которое уменьшает искажение сигнала и увеличивает отдачу низких частот. Когда студийный монитор устанавливается вплотную к стене, данный элемент должен размещаться на передней панели монитора, а если он отдаляется от стенки хотя бы на 30-40 сантиметров, то, соответственно, на задней. Что касается самого корпуса системы, чем он тяжелее, тем меньший резонанс будет нарушать воспроизводимый звук. К тому же жесткость материала обеспечивает и уменьшение искажений звуковых волн, поэтому лучше приобретать устройство, сделанное из кевлара.

Тип НЧ-динамика может быть ленточным, компрессионным титановым и шелковым. Ленточный динамик обеспечивает наилучшую работу устройства, создавая необходимый диапазон частот. Компрессионный динамик отличает способность к высокому звуковому давлению, а также поддержание высокого качества звучания. Наконец, шелковый динамик является довольно популярным, благодаря отсутствию искажений и резонанса, а также созданию чистого звука.

Контроллер мониторов позволяет совершенствовать рабочий процесс, так как он отвечает за маршрутизацию сигнала. Данное устройство «связывает» мониторы, сабвуфер, микрофон и наушники, а также позволяет контролировать уровень баланса. Приобрести можно как профессиональный контроллер, так и более бюджетный и упрощенный аппарат. Впрочем, покупка данной техники рекомендуется не всем. Если рабочий процесс происходит с использованием только одной пары студийных мониторов, необходимость в дополнительном управлении отсутствует – достаточно будет внешней звуковой карты.

Как правило, для организации всего процесса выбираются микрофонные, инструментальные и балансные кабели, а наиболее оптимальным проводом для домашней студии считается Canare.

Разновидности

Все студийные мониторы принято подразделять на активные и пассивные. Отличие между ними фактически одно – первые обладают встроенным усилителем мощности, а у вторых он отсутствует. Также довольно широко распространены сабвуферные мониторы, используемые в тех случаях, когда присутствует необходимость расширить диапазон низких частот.

Активные

Активные мониторы обладают встроенным усилителем, а также кроссовером и всей необходимой схемотехникой. Более того, иногда даже каждый динамик укомплектовывается своим собственным усилителем. На активном мониторе можно обнаружить все необходимые разъемы: «джек», «тюльпан» и «кэнон», а порой и цифровые входы – как оптический, так и коаксиальный. Такие устройства легко подключаются и не требуют дополнительной настройки усилительного тракта. Универсальная конструкция позволяет даже выставить параметры под конкретную студию.

Имеющаяся схемотехника не дает динамикам и усилителям перегореть. Однако активный монитор все равно сложно ремонтируется, а к самой конструкции подключается большое количество проводов, что вызывает определенные неудобства.

Пассивные

Пассивные мониторы обладают более простым устройством, чем активные мониторы, но их использование сопровождается некоторыми сложностями. Во-первых, техника требует дополнительных усилителей, а, во-вторых, имеет только аналоговый вход. Последний, кстати, может представлять собой акустический Speakon или же линейный «джек». Надо сказать, что пассивные студийные мониторы не особо популярны, а потому используются реже, чем активные.

Акустические

Под акустическим монитором чаще всего имеется в виду обычный студийный монитор. Он имеет небольшую мощность, используется в профессиональной звукозаписи с целью контроля баланса инструментов.

Сценические

Концертные мониторы представляют собой акустическую систему, позволяющую создать дополнительное звуковое поле, которое будет являться «направляющей» для сценических исполнителей.

Мониторные линии

В студиях принято организовывать три мониторных линии. Первая формируется из мониторов ближнего поля, вторая – из мониторов среднего поля, а третья представлена мониторами дальнего поля. Мониторы ближнего поля также называются полочными. Наиболее распространенные устройства принято размещать прямо на столе или же на особых стойках, установленных перед звукорежиссером. Данные мониторы справляются с передачей средних и верхних частот, а вот с нижними могут возникнуть проблемы.

Как правило, они применяются для выполнения таких базовых задач, как монтаж фонограммы или же сведение треков. Мощность устройств не превышает 100 Вт, а диаметр динамика не выходит за границы 8 дюймов. Располагать колонку следует, сохраняя полутораметровый промежуток между устройством и человеком.

При помощи мониторов среднего поля создается панорама, а также воплощаются те звуковые эффекты, которые не воспринимаются мониторами ближнего поля. Специалисты задействуют их для прослушивания композиций, сведенных вместе с низкими частотами. Некоторые модели также участвуют в проведении мастеринга аудиоматериалов. Наконец, мониторы дальнего поля используются для прослушивания готовых аудиодорожек в разных громкостях и на разных частотах. Устройства принято приобретать для больших аппаратных, занимающихся мастерингом аудиоматериала.

Количество полос

Принято выделять трехполосный и двухполосный студийные мониторы.

  • Трехполосный состоит из вуфера, твитера и находящегося между ними среднечастотного драйвера.
  • В двухполосных устройствах вуфер используется и для средних, и для низких частот, а твитер остается неизменным. Иногда встречаются двухполосные мониторы, оборудованные парой низкочастотных динамиков.

Размеры

Студийные мониторы часто получают свои названия по размеру вуфера. К примеру, «пятерка» является устройством с нижним динамиком, равным 5 дюймам, а «восьмерка» – соответственно, 8 дюймам. Мониторы с вуфером менее 5 дюймов считаются мини, так как их частотности не хватает даже для домашнего использования. Пятидюймовые мониторы идеально подойдут для маленьких комнат, а вот устройства с большими размерами следует размещать только в пространствах с площадью более 15 квадратных метров. Верхним ограничителем для домашнего использования является показатель, равный 8 дюймам.

Производители

В топ бюджетных устройств входят модели марок JBL, Pioneer и BEHRINGER. Сравнение недорогих систем с более качественными дает понять, что чаще всего минусами изделий становятся склонность к перегреву, невозможность регулировать низкие частоты и шум усилителя.

В рейтинг представителей среднего сегмента попадают производители KRK, JBL и Genelec. Приближенные к профессиональным данные модели все-таки могут отключаться при тихой громкости, а твитер даже шипеть.

Стоимость дорогих устройств стартует с 50 тысяч рублей. Обзор производителей включает в себя такие бренды, как Genelec и Focal.

Наконец, самыми лучшими студийными мониторами часто называют изделия компаний KEF и Canton Electronics.

Советы по выбору

Так как студийные мониторы редко продаются по одному, для небольшой студии достаточно будет приобрести пару мониторов ближнего поля и сабвуфер, который будет отвечать за проигрывание низких частот. Несколько дополнительных демпферов позволят предупредить возникновение резонансов и вибраций. Для проигрывания электроники более подойдут модели марок KRK и ROLAND, а рок, фолк и этно гораздо лучше звучат на акустических системах YAMAHA и DYNAUDIO. Любителям классической музыки и джаза более рекомендованы мониторы JBL и TANNOY.

Перед покупкой студийного монитора рекомендовано проиграть на нем несколько качественных записей того направления, с которым предстоит работать. При выборе надо понимать, в каких местах будут располагаться акустические системы, так как от этого будет зависеть и выбор конкретных моделей. К примеру, мониторы ближнего поля принято размещать по углам равнобедренного треугольника. В том случае, когда ежедневное использование устройства будет составлять более 10 часов, лучше задуматься о приобретении модели с ленточным твитером.

Большое количество регулировок говорит о том, что монитор удастся адаптировать под особенности любого пространства.

Установка, подключение и эксплуатация

Для акустической системы необходимо горизонтальное расположение, в идеале – на столе или специальной платформе. Нелишним станет и использование подкладки. Подключить студийный монитор можно к компьютеру, телевизору или ноутбуку, но обязательно к звуковой карте с соответствующим разъемом.

Перед началом эксплуатации студийный монитор также следует настроить. Сперва параметры видоизменяются в зависимости от акустических особенностей помещения. Необходимо будет отыскать резонансную частоту студии и снизить ее влияние. Далее происходит настройка громкости, после чего верхних и нижних частот. Специалисты рекомендуют начинать работу с небольшой громкости и 10-20 Вт, а при необходимости увеличивать показатели. Динамики обязательно должны «смотреть» прямо в уши работающего человека, чтобы не портить восприятие звука. Калибровка производится при помощи измерителя звукового давления.

Эксплуатация мониторов должна быть бережной и аккуратной. Их нельзя ронять, использовать в качестве стола или опоры. Динамики не разрешается трогать пальцами, причем даже очистка от пыли должна осуществляться с помощью особых инструментов. Важно обеспечить бесперебойную работу охлаждающей системы и не перекрывать поступающий к ней поток воздуха. Сетевой кабель не должен пересекаться с сигнальным.

Наконец, во время эксплуатации следует помнить, что сначала монитор должен подключаться к сети, а затем уже активироваться звук. Завершение работы происходит в обратном порядке.

О том, как правильно выбрать студийные мониторы, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.