Как связать арматуру для ленточного фундамента своими руками?

Как связать арматуру для ленточного фундамента своими руками?
  1. Чем вязать каркас?
  2. Способы соединения
  3. Схема армирования
  4. Технология вязки

Чем прочнее и твёрже арматурные пруты, тем более восприимчивы они к температурному отсоединению друг от друга после сварки. Сварные швы лопаются, и железобетон теряет устойчивость. Лучшее решение – связать арматуру перед заливкой бетона.

Чем вязать каркас?

Связать арматуру своими руками для ленточного фундамента под строящийся одно- или двухэтажный дом – альтернатива самой лучшей сварке. Опыт сварщика, позволяющий мастеру наложить идеально гладкие и «пролитые» расплавленной сталью швы, казалось бы, такие многообещающие в плане прочности, здесь не поможет. Если более низкопробная арматура класса А-2, обладающая большей пластичностью и меньшей твёрдостью из-за сниженного количества углерода в стали перенесёт температурные колебания на сварных швах, то, начиная с арматуры класса А-3, проявите осмотрительность.

Арматура класса А-3 вполне сгодится для частного одно-/двухэтажного строительства, но не подойдёт, к примеру, для 3-30-этажных домов, где нагрузка на фундамент и каркасный монолит этажей на порядок существеннее.

Определившись с проектом, классом арматуры, выбирают подходящий инструмент для вязания. Их два: вязальный крючок или спецпистолет для наложения и закручивания связывающей проволоки. Наконец, мастер заготовит и моток (бухту) непосредственно проволоки.

Специальный вязальный крючок

Новички при использовании вязального крючка испытывают определённые трудности. Для ускорения и повышения производительности при выполнении такой работы нужна сноровка, а она достигается лишь при постоянной тренировке. Отказ от вязальной проволоки в пользу сварки уменьшит прочность каркаса фундамента (или этажно-монолитной основы) до 2,5 раз.

Сварочные соединения приводят к образованию коррозии в разорвавшихся перекрестиях. Вместе с разошедшимися прутьями бетон здесь также даёт трещины, открывая влаге беспрепятственный доступ к месту повреждённого стыка арматуры.

Итак, мастер отказался от сварки и воспользовался вязальным крючком, чтобы связать арматуру согласно чертежу будущего каркаса. Опытные рабочие быстро набивают руку – они способны за минуту выдать до 15 скруток.

После подкладывания свёрнутых вдвое-втрое отрезков вязальной проволоки в местах «перехлёста» арматуры, скрутка доходит до автоматизма. Рекомендуется применение вязального крючка с рукояткой, а не пассатижей или клещей с согнутым 15-сантиметровым гвоздём – это улучшит производительность труда. Вязальный крюк продаётся в любом строймаркете или хозяйственном магазине.

Работа растягивается на несколько часов лишь за счёт наличия не одной сотни скруток даже при возведении обособленного каркаса под фундамент для небольшого помещения размером с комнату в 20 м2.

Вязальный пистолет

Мастера, чья работа поставлена на поток, а количество заказов может достигать сотни в год, пользуются строительным пистолетом для завязывания скруток на перекрещивающейся арматуре. Это устройство повышает скорость работы до нескольких раз – вязка арматуры может достигать десятков узлов в минуту, а неопытные пользователи, в первый раз в жизни приступившие к подобным работам, без особых затруднений выдадут не менее 25 скруток ежеминутно.

Минимальный прирост в производительности здесь двукратный. Но за подобное приспособление – оно всё же является ручным переносным станком – мастер или владелец строящегося объекта заплатит до 500 раз больше, чем за крючок.

При разовом выполнении работ подобный станок можно арендовать, к примеру, на сутки – такая трата не ударит заметно по карману владельца будущего строения. У строительного пистолета есть предел допуска по диаметру (толщине) арматуры, которую он эффективно свяжет, не повредившись при этом. Работа по связыванию арматуры займёт максимум один день, даже при одиночной работе.

Ручная же работа с применением вместо вязального крючка пассатижей и болта затянется на значительно больший период – к примеру, на неделю.

Способы соединения

Теоретически арматуру можно перевязать обычной стальной или даже алюминиевой проволокой, пластиковыми хомутами, мелкими струбцинами и т.д.

Проволока

Вязальная проволока обладает толщиной до 2-х мм. Она сработана из более мягкой и пластичной стали, чем обычная, из которой, к примеру, изготавливаются гвозди. Калёная стальная проволока не годится – она легко лопается при заметном перетягивании, может стать причиной травмы при случайном распрямлении, разлёте мельчайших осколков в месте перегиба. Изготавливается она из обычной ржавеющей стали. Заливку бетона после завершения сборки каркаса необходимо выполнить как можно скорее, пока проволока не поржавела (и за счёт этого не истончилась), и некоторые прутья не выпали, а каркас в итоге не сложился, подобно карточному домику.

Пластиковый хомут

Основная опасность пластиковых хомутов – разрыв на этапе заливки бетона. Речь о том, чтобы арматура удержалась и не сдвинулась ни на миллиметр в процессе схватывания бетона. Она должна находиться на своих местах, определенных изначально на завершающей стадии скрутки прутов. Бетононасос, подающий бетон под напором, и виброустройство, вытесняющее пузырьки воздуха из жидкого, только что залитого бетонного состава, также могут стать причиной слетания пластиковых стяжек. В итоге большая часть арматуры падает на дно либо ячейки каркаса из прямоугольных становятся параллелограммными, как покосившаяся со временем изба.

Характеристики нарушенного таким образом железобетона работают против возводимого строения и его владельца.

Какими бы стяжки ни оказались толстыми и прочными, предпочтительный вариант – стальная проволока толщиной не менее 1,5 мм, отрезки которой сложены как минимум вдвое. Дело в том, что сталь во много раз прочнее и надёжнее пластика. Любая стяжка перестаёт работать как скрепляющий элемент после застывания бетона. И неважно, пластиковая, цветмет или стальная проволока перевязывает место стыка. Тем не менее эта особенность не избавляет мастеров от необходимости вязать арматуру именно стальной проволокой. Старайтесь не нарушать это непреложное правило.

Схема армирования

При отсутствии официально утверждённого проекта начинающий застройщик вправе использовать усреднённые сведения. Это позволит возвести беседку, банное строение, подсобку, дачный дом небольшой квадратуры – здесь используется ленточный фундамент. Данные значения используются в сооружениях и постройках, где без арматуры и профиля не обойтись.

Отобрав вместо стали композит, мастер-любитель скорректирует рабочие параметры.

  1. Продольные составляющие металлоконструкции для железобетона позволяют выдержать наибольшие нагрузки. Здесь не обойтись без арматуры в 12 мм.
  2. Вертикальные (скрепляющие) отрезки должны быть с толщиной прута порядка 10 мм.
  3. Если расстояние между концами продольных прутов увеличено, то их толщина также возрастёт. Другой способ – уменьшить шаг поперечных скрепляющих отрезков.
  4. Каркасные отрезки арматуры в железобетонных изделиях должны отступать от внешних краёв (поверхностей) не менее чем на 45 мм.

Слишком мелкозаглубленный отрезок арматуры при резком возрастании нагрузки на давно затвердевший и набравший максимальную прочность железобетон может привести к образованию трещин, через которые откроется доступ к влаге извне.

Для упрощения расчёта каркасно-монолитного фундамента применяются специальные онлайн-калькуляторы, рекомендующие к приобретению арматуру нужного диаметра, в нужном количестве (тоннаже). Готовый расчёт предлагается некоторыми продавцами на металлобазе. Дело в том, что возведение даже нежилой одноэтажной постройки – ответственное решение, а это значит, что она не должна развалиться через несколько лет из-за ошибок в расчётах. С этой целью и проводятся подсчёты – с точки зрения строителей-профессионалов.

В качестве исходных данных берутся общая масса всего строения, глубина промораживания грунта в условиях зимы, уровень поднятия грунтовых вод, геология данной местности. Задание это в срочном порядке поручается заслуженным и многоопытным мастерам стройки – особенно при нагрузке в 4 т/м2.

Технология вязки

Для перевязки ранее уложенного каркаса в целую конструкцию, когда прутья соединяются внахлёст, применяется определенная схема вязки.

  1. Обвязку производят в нескольких точках – по протяжённости места стыкования. Место размещения вязальной проволоки выбирают правильно, чтобы она располагалась в заглубленных местах арматурных прутов.
  2. Проволоку сворачивают вдвое. Сдвоенную проволоку подкладывают под место скрутки.
  3. Крючком подцепляют сформированную петлю.
  4. Свободные концы, лежащие рядом друг с другом, подносят к крючку и заворачивают за него, немного (на несколько сантиметров) загнув их.
  5. Крючок крутят. Проволока затягивается вокруг места пересечения прутов.
  6. Стараясь не порвать затянутую скрутку, вытаскивают крючок.

Каждое сочленение внахлёст (вдоль) требует не более 5 таких скруток. Однократное скручивание, как при перекрёстном пересечении (в прямых углах, образованных при перекрёсте), неспособно удержать штыри концами друг на друге.

В данном видео подробно описаны все важные нюансы вязки арматуры для ленточного фундамента.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.