Все об арматуре А500С (А500)
Вместе с бетоном при строительстве сооружений из железобетона используются балки (растягивающие напряжения), а ещё вполне возможно использование колонн, чтобы укрепить бетон в сжатых участках. Совокупность элементов, соединённых друг с другом, называется арматурой. Без арматуры не обходится ни одно здание и ни один фундамент. Она необходима для строительных работ различного объёма и сложности.
Что это такое?
Если говорить о самом производстве, то существует несколько групп: первая создаётся благодаря переработке материалов высокого качества. Данный способ считается одним из самых сложных, но несмотря на это даёт возможность изготовить конструкцию более широкого диаметра. Арматура такого типа просто незаменима для постройки плотин на гидроэлектростанциях. Второй способ связан с разделением железных балок в профессиональном варианте.
Существуют разные виды: гладкие, круглые, а также конструкции периодического формата. Последний вариант выглядит как длинная палка, имеющая рифление по всей своей поверхности, что даёт гарантию на хорошую связь с бетонной конструкцией. Именно к этому виду относится арматура А500С, о которой пойдёт речь ниже.
Данная конструкция необходима для того, чтобы сварить все детали на монтаже. Её относят к классу А3, к этому же классу относится и арматура А400. На самом деле А500С – отдельный вид. Он намного прочнее, чем А3, и немного похож на А1. Но несмотря на это, на обсуждаемом классе ставят маркировку А3. Сам по себе этот вид арматуры предназначен для цикличного проката металла из арматур стали, предел текучести которого равен или превышает 500 Н/мм2.
А500С является прокатными прутьями, сделанными из стали, она имеет диаметр 6-40 мм и длину от 6 до 25 метров. Их рёбра по всей плоскости данного вида арматуры не касаются друг друга. Такие рёбра располагаются всего в несколько рядов, каждый из которых имеет угол 45 градусов к линии оси. Арматура выполняет все международные требования к материалу изготовления и производству, что обеспечивает её прочность и надёжность.
А500С всегда создаётся по стандартам ГОСТ, что гарантирует необходимые условия для производства и правила соблюдения главных характеристик.
Расшифровка названия арматуры А500С наглядно выглядит так:
- А – прокат под высокой температурой, механическая обработка;
- 500 – предел текучести, измеряемый в Н/мм2;
- С – допустимость создания сети или сварного каркаса.
Как было сказано выше, обыкновенный диаметр – от 12 миллиметров. Для такого размера существует выпуск цикличной арматуры в мотках, ведь более широкие конструкции изготавливаются лишь в форме прямых прокатных стержней.
Для создания А500С используются марки низкоуглеродной стали, такие, как Ст3ПС, Ст3СП и Ст3Гпс. В них концентрация углерода не превышает 0,22%, ну а процент содержания углерода не более 0,5. Для изделий, у которых рамки немного больше обычного, стандарты изменены: соответственно, 0,26 и 0,54 процента.
Также в составе арматуры имеются такие материалы, как кремний, марганец, и кроме этого множество других элементов, которые не запрещены стандартами ГОСТ. ГОСТ, в котором представлен сортамент арматуры А500С – Р 52544-2006.
Стальная арматура А500С хороша тем, что применяется она часто, а технология, по которой она производится, подразумевает меньшие затраты энергии. Снижая легирующие добавки, сталь приобретает хорошую пластичность, даже когда на неё воздействует сварка. Именно по этой причине материал, из которого сделана арматура А500С, наделён неплохой устойчивостью к минусовым температурам и вполне может гнуться на 180 градусов, не подвергаясь большим повреждениям.
Европейские страны и многие российские строительные компании уже вовсю используют арматуру класса А500С, ведь благодаря ей можно понизить суммарный объём армирования и повысить процент прочности.
Также прокат таких изделий обойдётся дешевле, чем старые версии, но в таком случае экономия на качественных материалах не сможет привести к понижению качества железобетона.
Производство арматуры класса А500 и А500С выполняется по технологии ТМУ, где используется техника термомеханической обработки проката. В большинстве случаев А500С производится «холодным» методом. Если для изготовления использовался именно такой способ, об этом будет говориться на маркировке. Производство арматуры на холодном катке выглядит примерно так.
- Мотки катанки, изготовленной из стали и прошедшей проверку, поочерёдно кладутся на линию производства.
- Этому мотку предстоит пройти целый цикл из валов. Им необходимо раскатать его, насколько это возможно.
- Далее уже изготовленная арматура трансформируется в определённую форму и отправляется прямо к заказчику.
Техника изготовления «горячим» прокатом отличается лишь большим количеством пунктов. В 1993 году в силу вступил стандарт СТО АСЧМ 7-93, который и по сей день действует на многих заводах и металлопрокатах Российской Федерации. Позднее появился ГОСТ 52544-06, который был нужен лишь для того, чтобы производство в стране стало единым для облегчения проверки качества и контроля.
Арматура А500 отличается от А500С маркой стали: в первой используется 76 рельсовая сталь, её нельзя варить из любого другого материала, запрещается загибать под углом более 30-45 градусов из-за того, что она с лёгкостью может сломаться. Арматуру такого класса разрешается использовать только для создания вязаных сеток или каркасов, А500 используют также в качестве одиночных стержней. Благодаря этому данный вид арматуры обрёл свою популярность – металлические стержни широко используются в разработке железобетонных конструкций, промышленных изделий и городских строений.
Проволока производится из низкоуглеродной стали, отличается своей пластичностью и лёгкостью в использовании. Виды обработки поверхности отличаются. Это зависит от оттенков: белый означает, что поверхность проволоки покрыта цинком, чёрный говорит о том, что обработки как таковой не было. Профессионалы в своём деле советуют применять проволоку с диаметром от 1,2 до 1,4 миллиметра, она предоставляет возможность для обеспечения прочности и надёжности.
Такой прокат вполне применим во всех сферах, особенно его использование незаменимо для строительных задач.
Типы арматуры бывают различные, это зависит от того, в каких сферах она будет использоваться. Её делят на несколько групп.
- Рабочая. Имеет свойство растягиваться, а также обретает скалывающее усилие, которое появляется из-за воздействия внешних факторов или собственной массы в конструкциях из железобетона.
- Распределительная. Этот тип арматуры гарантирует стойкость главного стержня в постоянном положении и делит груз между несколькими стержнями.
- Арматурно-хомутовая. Используется для создания из отдельных частей арматуры целостной композиции. Кроме этого, создаёт хорошие условия для предохранения бетона от нежелательных повреждений и мелких трещинок косого типа около бетонных опорных конструкций.
- Монтажная. От пунктов выше данный тип арматуры отличается тем, что она не реагирует ни на какие действия с внешней стороны. Она создана для того, чтобы арматурная конструкция в принципе могла существовать, а ещё в целях обеспечения проектного положения рабочей конструкции и хомута во время построения бетонного фундамента.
Основные характеристики
Радиус загибания и расчётное сопротивление имеют определённые критерии, по которым создаётся арматура. Нормативное значение сопротивления арматуры класса А500СП равно значению контролируемого физического или условного (σ0,2) предела текучести арматуры класса А500С по СТО АСЧМ 7 и составляет 500 МПа.
Расчётные значения сопротивления арматуры разных классов (для сравнения) приведены в таблице.
Класс арматуры |
Расчётные значения сопротивления арматуры для предельных состояний I группы, МПа |
||
Сопротивление растяжению |
Сжатию, Rsc |
||
Продольной, Rs |
Поперечной хомутов и отогнутых стержней, Rsw |
||
А240 |
215 |
170 |
215 |
А300 |
270 |
215 |
270 |
А400 |
355 |
285 |
355 |
А500 |
300 |
300 |
435 (400) |
В500 |
300 |
300 |
415 (360) |
Значения, указанные в таблице, действуют лишь на короткое время нагрузок. Модуль для расчёта упругости класса А500С – 200 000 Мпа. Минимальный радиус загиба арматуры А500С – 10 миллиметров, максимальный – 28.
Размеры и вес
Удельный вес 1 метра сварки арматуры с рельефом диаметром 14 миллиметров равен 1,21 килограмма, а вес одного погонного метра арматуры А500С отличается по размеру:
- 6 мм – 0,222 кг;
- 8 мм – 0,395 кг;
- 10 мм – 0,617 кг;
- 12 мм – 0,888 кг;
- 14 мм – 1,21 кг;
- 16 мм – 1,58 кг;
- 18 мм – 2 кг;
- 20 мм – 2,47 кг;
- 22 мм – 2,98 кг;
- 25 мм – 3,85 кг;
- 28 мм – 4,83 кг.
Также существуют определённые правила к качеству изготовления, весу, габаритам и прочим характеристикам арматуры класса А500С, которые проверяются по нормативам ГОСТ Р 52544-2006:
- особая прочность;
- минимальные затраты времени на изготовление;
- лёгкость разработки конструкции.
Минимальный диаметр оправки для того, чтобы её произвести – 30 миллиметров, максимальный – 170. Числа, написанные на маркировке, позволяют оценить качество создаваемой продукции.
Лучшие производители
Чаще всего арматуру классов А500 и А500С закупают в стране, где она будет использоваться. Ведущими производителями на территории России являются:
- ОАО «ОЭМК»;
- ООО «Новоросметалл»;
- ОАО «НЛМК-Урал»;
- СЗАО «ММЗ» (Молдавия);
- ООО «АЭМЗ»;
- ООО «ТД БМЗ»;
- ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог»;
- ОАО «Северсталь»;
- ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК».
Данный список был составлен на основе мнений покупателей и профессионалов. У этих производителей конструкции сделаны из высококачественного металла, они соответствуют всем нормам и правилам по подготовке материалов, надзору и отправке арматуры потребителю. Именно это даёт гарантию на то, что стержни прослужат свой срок и даже больше.
Сварка и вязка
Чтоб связать каркас, используется простая проволока или же хомуты, изготовленные из пластика. Последний вариант обеспечивает арматуре прочность, лёгкость создания конструкций и хорошее качество. Если это необходимо, для фиксации стальных стержней A500C разрешается пользование зажимов из пластика с серединой, сделанной из стальной проволоки. Такой способ широко известен в магистральных трубопроводах и трубопроводах небольшой мощности.
Также для крепления фундамента из стали можно использовать те же зажимы со стальным сердечником. Их часто берут в эксплуатацию для изготовления кабельных сетей низкого напряжения. Обычно используются несколько методов закрепления крючком. Всего их четыре, у них различное время создания рамок и надёжность крепления содержащихся в них частей. В целях уменьшения времени, необходимого для выполнения соединений, используется специальный пистолет. Это улучшает экономию на использовании сырья
Арматуру вяжут для построения фундаментов. Благодаря этому способу конструкции придаётся устойчивость. При этом соединения арматуры A500C с помощью паяльника применяются в исключительных случаях из-за высокой нагрузки. Выбирая лучший способ создания каркаса, необходимо оценить все внешние условия и факторы.
Сварка – один из самых распространённых способов собрать все звенья в раму. Это происходит из-за высокой свариваемости материала, так как он содержит маленький процент легирующих и углеродных соединений. Арматуру с диаметром равным 16 или более миллиметров необходимо после работы приваривать без ухудшения технических характеристик.
Использование стержней диаметром 10-14 миллиметров даёт возможность производить сварку в строительных зонах, где не возникают сейсмические нагрузки. В ином случае объект будет уничтожен во время движения пластин.
Цена на проволоку, сделанную с помощью вязки хомутов ПВХ, выше, но в любом случае у пластиковых элементов существуют определённые плюсы.
- Ассортимент арматуры A500C достаточно велик, чтобы позволить выбрать оптимальный вариант конструкции, не следует применять соединения, связанные сваркой на хлипкой поверхности или в трудных технико-геологических условиях. Этот вид обработки необходим для облегчения правильной установки фундамента, поскольку в этом случае динамические колебания будут отсутствовать.
- В лучшем случае пик экономии достигается при многочисленных работах. В однотипных многоэтажках используются каркасы, которые производятся на заводах по изготовлению металлоконструкций. Это экономит время при сварке на месте и уменьшает материальные затраты.
- Для небольших объёмов работ каркасы и сетки готовятся прямо на участке.