Все о тентах на лодки

Содержание
  1. Особенности и требования
  2. Описание видов
  3. Фурнитура
  4. Советы по выбору
  5. Как сделать своими руками?
  6. Установка

В наши дни маломерные суда, включая как пластиковые и алюминиевые, так и ПВХ-лодки, пользуются рекордной популярностью у рыбаков, охотников и всех любителей активного отдыха. Подобный спрос обусловлен простотой эксплуатации и доступностью плавсредств. При этом производители постоянно расширяют ассортимент аксессуаров, исходя из чего потенциальных покупателей интересует все о тентах на лодки. Стоит отметить, что такие конструкции можно приобрести готовые или же сделать своими руками с минимальными затратами.

Особенности и требования

Независимо от типа маломерного судна, любой тент представляет собой средство защиты для самой лодки, пассажиров и багажа. Практика доказывает, что под качественным тентовым сооружением вполне можно комфортно переночевать в непогоду или укрыться от атак насекомых. При этом рассматриваемые конструкции для моторных лодок и других разновидностей плавсредств должны выполнять следующие функции:

  • обеспечить эффективную защиту пассажиров от ветра, осадков, солнца и брызг;
  • предотвратить попадание влаги, ультрафиолета и пыли на груз;
  • защитить от негативных воздействий окружающей среды и повреждений плавсредство во время стоянки, длительного хранения и в процессе транспортировки.

Необходимо учитывать особенности конструкции тентов, от которых зависит их функциональность. Так, к примеру, стояночные модели на моторные лодки, включая резиновые, могут использоваться как тент-палатки. При этом как заводские, так и самодельные конструкции соответствуют определенным требованиям. Помимо эффективной защиты людей и багажа во время движения и стоянки, необходимо акцентировать внимание на том, что тент должен обеспечивать:

  • необходимый для управления маломерным судном обзор;
  • комфортные условия для рыбной ловли, в том числе и на ходу;
  • надежное укрытие для силовой установки в сложных эксплуатационных и погодных условиях.

Помимо всего перечисленного, важно помнить о таком факторе, как вес сооружения. На фоне прочности и комфортности тентовая конструкция должна быть максимально легкой, чтобы не ухудшались ходовые характеристики лодки. Параллельно внимание уделяется качеству материала, из которого выполнены каркас и крепления, а главное, сам лодочный тент.

Непрочная ткань вряд ли сможет обеспечить необходимую защиту, особенно во время дальнего похода.

Описание видов

На данный момент любой владелец маломерного судна (как жесткокорпусного, так и надувного) имеет возможность приобрести и, конечно же, изготовить самостоятельно следующие разновидности тентов:

  • стояночный;
  • транспортировочный;
  • ходовой;
  • носовой.

Отдельного внимания заслуживает комбинированный тент-трансформер. Ключевой характеристикой в данном случае является универсальность конструкции. Подобное название она получила благодаря нескольким положениям (до шести вариантов), за счет которых обеспечиваются надежная защита, удобство ловли, а также качественная вентиляция.

Такие модели выполнены, как правило, в виде палаток и в полностью разложенном состоянии укрывают все судно.

Отдельной категорией являются каркасные модели, которые называют «Тенты для крыши». Главными эксплуатационными характеристиками таких приспособлений можно считать прочность опор в виде дуг и стоек, а также максимальную простоту установки, использования и демонтажа.

Какая именно разновидность станет оптимальным решением, зависит от особенностей эксплуатации самой лодки. Так, к примеру, при редких выходах на воду наиболее рациональным решением может оказаться тент для перевозки. Если же владелец плавсредства – заядлый рыбак, то стоит задуматься о ходовых модификациях.

Транспортировочные

Основная задача данного типа тентовой конструкции заключается в обеспечении эффективного укрытия поверхности лодки. Материал в этом случае не должен пропускать пыль и, самое главное, влагу. Подобные «покрывала» для транспортировки плавсредств оснащаются надежными крепежными элементами для жесткой фиксации на корпусе судна.

Ходовые

Такие тенты должны гарантировать максимальную защиту пассажиров и багажа от ветра, брызг воды и других внешних факторов во время движения. Параллельно речь идет о возможности осуществления лова рыбы. Конструкция включает в себя боковые и задние элементы. При этом выделяют два типа тентов: неразъемные и составные.

Стояночные

Исходя из названия категории, можно понять, что имеется в виду укрытие на время постановки маломерного судна на прикол. За счет того, что тент полностью накрывает всю лодку, обеспечивается возможность проведения различных работ, включая ремонт, под крышей. К основным преимуществам стояночных моделей относятся следующие моменты:

  • силовой агрегат надежно защищен от влаги;
  • фиксация тента осуществляется при помощи шнуров, продетых в специальные кольца или крючки;
  • за счет простоты конструкции максимально облегчены ее установка и демонтаж.

Носовые

Эти тентовые конструкции закрепляются в носовой части и предотвращают попадание брызг на ходу. Возможно приобретение (в продаже, как правило, встречаются серый и зеленый оттенки) и изготовление модификаций с обзорным стеклом и без такового. К ключевым характеристикам можно отнести:

  • минимальные вес и габариты;
  • простоту установки;
  • аэродинамическую форму.

Фурнитура

Компании, специализирующиеся на разработке и выпуске аксессуаров и комплектующих для современной водно-моторной техники, предлагают владельцам маломерных судов более чем широкий ассортимент продукции. Подобный богатый выбор будет наиболее полезен тем, кто отдает предпочтение самостоятельному пошиву тента. В соответствующих каталогах можно найти широкий перечень:

  • наконечников для каркасов;
  • хомутов для сборки конструкций;
  • опор различной конфигурации, которые в том числе приклеиваются на резиновые лодки;
  • крючков для фиксации самого тента на каркасе или корпусе плавсредства.

Стоит учесть, что ассортимент фурнитуры постоянно обновляется.

Советы по выбору

Вроде бы наличие большого количества предложений, а также вариантов изготовления тентов для лодок позволяет выбрать наиболее подходящий вариант в каждом конкретном случае. В то же время новичкам нередко тяжело ориентироваться в подобном разнообразии. Исходя из этого, рекомендуется акцентировать внимание на ряде важных критериев.

  1. Тип изделия. Существуют заказные, полузаказные и универсальные варианты. В первом случае речь идет о тентах, изготавливаемых по индивидуальным чертежам для конкретного плавсредства (например, для байдарки). Полузаказные подходят разным моделям лодок, имеющим приблизительно одинаковые параметры.
  2. Тип и качество материала. Чаще всего используют акрил, хлопок, полиэстер и комбинированные ткани.
  3. Размеры конструкции, которые должны соответствовать габаритам самого судна.
  4. Эксплуатационные особенности.

Помимо всего перечисленного, стоит обратить внимание на наличие и перечень аксессуаров. Речь в подобных ситуациях может идти, к примеру, о наборах ремней и дополнительных крепежных элементах.

Как сделать своими руками?

Изначально следует рассмотреть процесс и ключевые нюансы создания ходового тента для маломерного судна. Подобная конструкция предусматривает наличие несущей части (каркаса), что обеспечивает максимум свободного внутреннего пространства. При этом важно учесть, что материал основы должен быть прочным и легким. Оптимальным решением будет использовать толстостенные алюминиевые трубы диаметром от 1,5 до 3 см. Стоит напомнить, что при работе на трубогибочном станке в ситуации с заготовками из алюминиевого сплава их необходимо заполнять песком, а отверстия закрывать деревянными пробками.

При этом место изгиба обматывают тканью, чтобы избежать дефектов и сохранить внешний вид трубы.

Для самостоятельного изготовления данного типа тента также потребуются и другие составляющие и приспособления.

  • Прочный материал, характеризующийся водоотталкивающими свойствами, основой которого является нейлон или другой тип ткани с повышенной устойчивостью к негативному воздействию агрессивной среды. Важно учесть, что ПВХ в данном случае будет не лучшим вариантом, поскольку этот материал более тяжелый и плохо пропускает воздух. При использовании брезента его предварительно необходимо будет обработать специальными влагозащитными пропитками.
  • Шнур резиновый – не менее 1 м.
  • Шнур капроновый сечением 5–6 мм.
  • Люверсы – диаметр 1 см.
  • При создании трансформера – молнии, длина которых определяется конструктивными особенностями тента.
  • Крепкие, острые ножницы.
  • Синтетическая нить и иголка.
  • Инструменты для обработки и монтажа алюминиевых элементов каркаса (дрель, шуруповерт, болгарка и прочее).

Особое внимание необходимо уделить процессу фиксации тентового материала на каркасе. Все края металлических элементов должны быть тщательно отшлифованы. При этом недопустимо чрезмерное давление элементов несущей конструкции на материал надувной лодки. В противном случае повышается риск повреждения корпуса плавсредства, влекущий за собой дорогостоящий ремонт, требующий определенных временных затрат. На баллонах ПВХ-судов каркасы устанавливаются только с использованием приклеиваемых опор и других приспособлений, внутри которых стойки и дуги фиксируются болтами.

Процесс изготовления самодельных тентовых конструкций разных типов имеет незначительные нюансы. Так, в ситуациях с носовыми моделями часто используют прозрачные материалы.

Это может быть ПВХ, полиэтилен высокой плотности или же лавсан, из которых делают своеобразные окна.

Если речь идет о создании стояночного укрытия для лодки, то алгоритм действий будет включать в себя шесть этапов.

  1. Создание выкроек с использованием плотного полиэтилена, прочной ткани и других материалов. Важно помнить, что точность на данной стадии определяет качество будущего тента. При изготовлении шаблонов и последующем раскрое ткани следует предусмотреть наличие рукава в нижней части для продевания шнура.
  2. Перенесение контуров на материал тента.
  3. Раскрой ткани и соединение всех элементов. Места стыковки (швов) рекомендуется усиливать дополнительным слоем ткани. Сшивать части тента можно как вручную, так и с использованием швейной машинки. При выборе оборудования необходимо учитывать толщину и прочность материала.
  4. В рукавах устанавливают люверсы, которые необходимы для крепления за рым. Так же, как в ситуации со швами, места установки данных элементов следует усиливать дополнительным слоем ткани.
  5. Резиновый шнур используется в качестве амортизатора, необходимого для надежного закрепления тента на корпусе плавсредства.
  6. В качестве крепежных элементов для фиксации материала по периметру лодки удобно использовать карабины. Эффективной альтернативой применения веревочно-резинового шнура может стать специальная фурнитура в виде «грибков», за которые цепляют специальные петли, изготовленные из прочных ремней.

При изготовлении носовой разновидности тента важно учитывать наличие опорной дуги. Как и в случае с каркасом для ходовых моделей, этот конструктивный элемент лучше всего выполнить из алюминиевой толстостенной (не менее 3 мм) трубы. Ее диаметр варьируется в диапазоне от 18 до 20 мм.

В дополнение ко всему изложенному стоит уделить внимание рекомендациям, являющимся общими для всех типов самодельных тентовых конструкций.

  1. На подготовительном этапе требуется особое внимание уделить определению размеров маломерного судна с максимальной точностью. Следующим шагом будет перенос полученных данных на бумагу и создание проекта (чертежа) будущего тентового изделия, естественно, с учетом масштаба.
  2. При разработке настоятельно рекомендуется учитывать необходимость работы веслами, а также лова.
  3. В собранном состоянии тентовый материал должен иметь хорошее натяжение.
  4. При моделировании транспортировочного и стояночного вариантов конструкции следует предусмотреть наличие прочной стойки внутри судна. Данный элемент обеспечивает стекание воды с поверхности во время осадков.
  5. Все стыки, включая швы, обязательно должны пропитываться водостойким клеевым составом.

Установка

Алгоритм и нюансы монтажа зависят, прежде всего, от типа тента и конструктивных особенностей самой лодки. Так, в ситуации с носовыми моделями предусмотрены следующие шаги:

  • разложить тент на носу судна;
  • закрепить в соответствующих местах на корпусе крючки;
  • установить несущую дугу в бортовых опорах и зафиксировать ее ремнями с застежками;
  • определить продольную ось, соединив центры носа и кормы натянутым шнуром;
  • закрепить подвижные части каркаса винтами;
  • выставить элементы каркаса по сделанным предварительно меткам.

В ситуациях с надувными плавсредствами потребуется очертить опоры по контуру, чтобы обозначить на баллонах места для их приклеивания.

Алгоритм монтажа ходового тента включает в себя следующие этапы:

  • соединение до характерного щелчка фиксаторов кнопочного типа дуг каркаса;
  • расположение конструкции так, чтобы несущий элемент оказался сверху;
  • фиксация стоек каркаса в бортовых опорах при помощи винтов;
  • извлечение тента из чехла и его полное развертывание;
  • установка и крепление диагональных стекол в носовой части посредством крючков, которые в ситуации с ПВХ-лодками фиксируются за привальную ленту;
  • фиксация задней части тента на корме лодки при помощи крючков и кнопок;
  • застегивание всех имеющихся молний и кнопочных элементов.

Тент в его транспортировочном состоянии представляет собой своеобразный частично сложенный конверт на молнии, который повторяет носовую часть маломерного судна. Внутри располагаются элементы каркаса и основная часть укрытия. Чтобы правильно смонтировать конструкцию в походном положении, следует расположить конверт на носу лодки. При этом ремни и фиксаторы в виде пряжек должны оказаться снаружи. С их помощью тент можно притянуть к рыму и ручке, находящейся в носовой части.

О том, как установить тент на лодку своими руками, смотрите далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.