Ремонт и замена подшипника в стиральной машине

Содержание
  1. Причины поломок
  2. Признаки неисправности
  3. Подготовка материалов и инструментов
  4. Где находится?
  5. Как извлечь деталь?
  6. Замена и ремонт
  7. Как смазать подшипник без разборки?
  8. Полезные советы

Стиральная машина – один из наиболее подверженных износу видов бытовой техники. Даже известные бренды не могут дать гарантию вечной работы своего изделия ввиду целого ряда неизбежных технологических проблем, возникающих в результате простой работы агрегата, в том числе и в штатном режиме. Что уж говорить про использование этой бытовой техники в условиях стрессовых нагрузок: высокая температура стирки, стирка сильно загрязненных вещей, стирка габаритных вещей или перегруз барабана. В итоге для продления срока службы стиральной машины, даже при бережном отношении, ряд узлов рано или поздно придется заменить. В этой статье речь пойдет о замене подшипников барабана.

Причины поломок

Выход из строя подшипников в барабане стиральной машины – поломка, не являющаяся чем-то неординарным. К сожалению, избежать ее практически невозможно. Подшипники испытывают нагрузку при любом режиме работы стиральной машины, и они так или иначе все равно когда-то выйдут из строя. Как уже говорилось, со временем ломается любая стиральная машина, даже самых известных и надежных брендов.

Пользователь может лишь продлить срок работы своей стиральной машины. Понятно, что машина прослужит дольше, если будет меньше использоваться. Одиноким и малоактивным пользователям удается свести ее работу к двум-трем стиркам в неделю – этого получается добиться благодаря четкой сортировке белья. Однако на практике, особенно в условиях больших семей с детьми, придерживаться такого щадящего графика не удается никогда.

В последнем случае ремонт стиральной машины – лишь дело времени. Ряд наиболее уязвимых узлов когда-то потребует замены. Одним из них и являются подшипники.

Признаки неисправности

Выявить неисправность подшипникового узла стиральной машины-автомата иногда удается не сразу. Нередко пользователь замечает проблему, когда она становится уже вопиющей.

Определить возможную неисправность подшипников на самом деле несложно. Надо лишь прислушиваться к работе стиральной машины. Нередко случается так, что агрегат, находящийся, например, в ванной комнате, будучи загружен и запущен, работает там в абсолютном одиночестве. Хозяйка в это время может быть занята другими домашними делами или погрузиться в просмотр любимого сериала. Собственно, для этого и была изобретена стиральная машина-автомат. Однако все же эта домашняя помощница остается машиной, а следовательно, контроль за ее состоянием необходим.

Машина гудит

Первым тревожным признаком износа подшипников может стать необычный звук, возникающий при работе стиральной машины. Особенно сильно он может проявиться при переходе на режим отжима, когда обороты двигателя становятся наиболее высокими. Машинка может зашуметь вдруг, совершенно неожиданно – важно сразу обратить на это внимание.

Сам по себе такой шум не пройдет, машина будет все более явственно скрипеть, при переходах на другие режимы начнут греметь соприкасающиеся металлические детали. Шуметь, заявляя о том, что подшипник сломался, она будет все более сильно. Важно не игнорировать этот шум, ведь подшипник уже начал разрушаться.

Если дождаться, пока подшипник развалился полностью, барабан может заклинить, и машина получит весьма серьезные повреждения сразу нескольких важнейших узлов. Правда, еще раньше разрушится резиновый уплотнительный сальник, и в подшипник, а за тем и на пол начнет поступать вода. Протекание весьма опасно, может произойти замыкание в электродвигателе.

Сильная вибрация

Постепенно к шуму добавляется вибрация машины во время перехода на другой режим, например, от полоскания к отжиму. Излишняя вибрация на высоких оборотах может приводить к заметным перемещениям машины по ровному полу.

Если в это время попытаться удерживать прибор рукой, можно ощутить заметные толчки и удары.

Не работает отжим

Запрессовка подшипников производится на заводе, и просто так, сами собой, части разрушенного узла из посадочного гнезда не выйдут. Двигатель получает дополнительное сопротивление изношенного узла, вследствие чего на режиме отжима, где предусмотрены высокие обороты, машина может перестать работать. Эксплуатация агрегата в таком состоянии недопустима.

Раскачивается барабан при загрузке

Распознать неисправность не всегда удается сразу. Для этого можно проверить люфт барабана, покачав его в горизонтальной плоскости. Также заметить люфт можно во время загрузки – барабан с изношенными подшипниками будет весьма заметно раскачиваться на амортизаторах и пружинах.

Подготовка материалов и инструментов

Если удалось диагностировать износ подшипникового узла, необходимо незамедлительно начать подготовку его замены. Как правило, в домашних условиях сделать это без подготовки не получится, поскольку далеко не все необходимые инструменты будут под рукой. Начинать процедуру замены подшипников без соответствующей подготовки не стоит, это совсем не ускорит процесс.

Для работы нужно подобрать все необходимые инструменты:

  • пассатижи;
  • гаечные ключи (рожковые и торцевые);
  • молоток;
  • резиновая киянка;
  • металлический штырь или зубило небольшого диаметра (около 0,5 см);
  • крестовая отвертка;
  • шлицевая отвертка;
  • отвертка со сменными наконечниками.

    Кроме инструментов, следует подготовить силиконовый герметик и специальную смазку для подшипников и сальника. В крайнем случае, если достать специальную смазку не удалось, можно использовать густое смазочное вещество «Литол». Однако его эффективность в разы меньше, и постепенно он начнет пропускать воду, что неизбежно приведет к быстрому износу вновь поставленных подшипников. Для удаления ржавчины и грязи может понадобиться средство WD-40 или иное похожее.

    Ну и само собой, необходимо заранее приобрести соответствующие детали для замены. Лучше покупать сразу комплект, состоящий из большого и малого подшипников и резинового сальника. Для этого необязательно идти в магазин с извлеченными из машины старыми деталями, можно просто переписать маркировку, указывающую на модель именно вашей стиральной машины.

    Как правило, соответствующую табличку можно найти на задней панели прибора и узнать точные данные.

    В специализированных магазинах могут подобрать подшипник соответствующего размера даже от другой модели стиральной машины. Нередко разные производители устанавливают эти детали одного типа. Важнейшими характеристиками подшипников являются размеры: внутренний диаметр, внешний диаметр и ширина. Определить эти величины можно при помощи указанного на подшипнике номера.

    Где находится?

    Подшипники у стиральной машины с вертикальной загрузкой стоят на валу барабана. Короткий вал вращается на оси между двумя посаженными рядом подшипниками – большим и малым. При этом ввиду того, что центр тяжести барабана постоянно смещен вперед от этих двух опор, нагрузка на них, особенно при полной загрузке барабана или при стирке тяжелых вещей, во много раз возрастает. Доступ к подшипниковому узлу у таких моделей стиральных машин довольно затруднен. Чтобы их извлечь, приходится разбирать почти всю машину.

    У машины с горизонтальной загрузкой два одинаковых подшипника устанавливаются на оси по краям барабана. Такая конструкция предполагает значительно меньшую нагрузку на ось. Добраться до подшипников в этом варианте гораздо проще – необходимо лишь снять боковые панели.

    Как извлечь деталь?

    Чтобы достать подшипник из барабана стиральной машины с вертикальной загрузкой, до него еще нужно добраться. Дело это не простое и требует некоторых технических навыков. Перед тем как приступать к этой сложнейшей операции, следует адекватно оценить свои возможности, и если есть сомнения, все же лучше обратиться к специалисту.

    Простое перечисление предварительных этапов наглядно демонстрирует всю сложность предстоящей процедуры:

    • снять верхнюю панель;
    • снять панель управления;
    • снять заднюю панель;
    • снять дверцу загрузочного люка и переднюю панель;
    • снять двигатель;
    • вынуть ТЭН с термостатом;
    • снять с бака противовесы;
    • освободить бак от амортизаторов и пружин;
    • извлечь бак и снять с него резиновую манжету;
    • разделить бак, если он разборный, или распилить по шву, если не разборный;
    • перевернуть заднюю половину бака, отвернуть болт, фиксирующий вал барабана;
    • вынуть барабан, осторожно постукивая по валу, в который лучше вкрутить монтажный болт для того, чтобы не повредить поверхность вала;
    • удалить сальник, поддев его отверткой.

    На каждом этапе потребуется определенный инструмент.

    Перед отсоединением проводов от двигателя и ТЭНа лучше не полагаться на память и сфотографировать или зарисовать их расположение.

    Приступать к снятию подшипников можно лишь при вынутом барабане. Если в запасе имеется съемник, с его помощью сделать это значительно проще, однако такой специфичный инструмент обычно дома не держат. Если его нет, подшипники придется выбить из бака при помощи молотка и зубила.

    После демонтажа необходимо тщательно изучить все поверхности на предмет износа. Если видны царапины, детали лучше заменить, так как плотно посадить на них подшипники уже не удастся, и избежать люфтов будет невозможно. Кроме того, потертая поверхность не позволит даже новому сальнику выполнять свои функции – защищать от протечек. Такой ремонт не будет эффективным, и вскоре подшипники вновь придется менять.

    Замена и ремонт

    Самостоятельная выпрессовка подшипников – технически несложная операция. Однако на самом деле сменить разрушенный подшипник бывает непросто ввиду отложений ржавчины и разного рода загрязнений, частично скрывающих обойму.

    Специалисты рекомендуют, перед тем как приступить к демонтажу старых подшипников, тщательно очистить поверхность от любых загрязнений, используя в том числе и специальные средства для удаления ржавчины, например, WD-40.

    Для того чтобы самостоятельно демонтировать подшипниковый блок, переднюю часть бака устанавливают на нежесткую поверхность вверх блоком, можно его разместить и на коленях. Некоторые мастера рекомендуют именно последний вариант как наиболее безопасный.

    Несильными, но точными ударами постепенно продвигаясь по кругу необходимо выбить подшипник с помощью зубила или тупого стального штыря. Вначале извлекается внешний большой подшипник, а за тем внутренний – малый. Важно ударять по ступице подшипника, не касаясь края посадочного гнезда, чтобы избежать его завальцовки. Когда старые подшипники вынуты, посадочное гнездо необходимо обработать средством от ржавчины и тщательно протереть, чтобы удалить любые загрязнения.

    Установка новых деталей происходит в обратном порядке. Вначале необходимо поставить внутренний малый подшипник, а за тем внешний – большой. Дальнейшая сборка стиральной машины происходит таким же образом – по обратной схеме.

    При этом важно использовать подготовленные при демонтаже зарисовки или фотографии, чтобы избежать ошибок.

    Поменять подшипники стиральной машины с вертикальной загрузкой значительно проще. В подобных агрегатах не нужно снимать мотор и другие важные детали. Нет необходимости в подготовке большого набора инструментов. Новые детали приобретаются в двух экземплярах, они представляют собой пластиковые блоки – суппорты с вмонтированным подшипником и сальником. Важно помнить, что правый и левый суппорт не взаимозаменяемы, и приобретать нужно именно комплект. Подшипниковые блоки снимаются с валов барабана с помощью отвертки. Новые суппорты устанавливаются на свое место и фиксируются винтами. Для этого опять же достаточно простой отвертки.

    Как смазать подшипник без разборки?

    Иногда при появлении посторонних несильных шумов для их устранения бывает достаточно смазать подшипники стиральной машины. Конечно, и в таком вопросе существуют свои тонкости.

    Первый смазочный материал, которая обычно приходит на ум пользователю, – густая смазка «Литол». Специалисты однозначно рекомендуют воздержаться от ее применения. Хотя эффект, безусловно, будет заметен, однако в случае воздействия воды «Литол» теряет свои свойства и может пропустить воду внутрь подшипника, что только ускорит его разрушение.

    Для смазки подшипников и сальника стиральных машин рекомендуются специальные средства, имеющие выраженные водозащитные свойства.

    • Amplifon – разработанная в Италии водостойкая смазка, является прекрасной альтернативой «Литолу».
    • Компания Indesit выпускает средство Anderoll, которое имеет водоотталкивающий эффект.
    • Не менее эффективна смазка Staburags NBU 12. Одним из ее достоинств можно считать высокую устойчивость к агрессивным средам – в случае стиральной машины таковыми являются растворы моющих средств.
    • Силиконовая смазка Silicon-Fett отличается высокой устойчивостью к перепадам температур и имеет высочайшие водоотталкивающие свойства.

      Если вы решили смазывать подшипниковый узел стиральной машины своими руками, надо помнить, что для подшипников и сальника необходимо подготовить разную смазку. Следует также быть готовым к практически полному разбору стиральной машины, добраться до подшипников иным способом, увы, невозможно.

      Единственным отличием смазки от полной замены может быть отсутствие необходимости выбивать подшипники. Смазывать необходимо, набивая смазку во все свободные участки, – часть ее обязательно проникнет внутрь подшипника. Особенно удобно это делать при помощи шприца.

      Но если уж агрегат все равно практически разобран, специалисты рекомендуют не скупиться и поставить новый комплект подшипников и заменить сальник.

      Полезные советы

      Чтобы продлить срок службы подшипников стиральной машины, необходимо следовать инструкции.

      Особенно опасно:

      • перегружать барабан габаритными вещами;
      • загружать вещи, которые машине будет трудно распределить равномерно в барабане (кроссовки, чехлы для сидений автомобиля, туристический инвентарь, спортивные снаряды);
      • подвергать агрегат частой работе на очень высоких оборотах при стирке габаритных вещей.

        После замены подшипников на новый комплект и перед эксплуатацией машины необходимо тщательно протестировать замененные детали. Для этого неплохо проверить элементарное качание вала еще до загрузки белья. Если люфт после замены подшипников все так же ощущается, придется вновь разбирать машину. Причиной может быть неверная установка или износ вала. Эксплуатировать машину в таком состоянии дальше нельзя.

        Если неполадку удастся устранить, установив подшипники правильно, вал перестанет качаться. В противном случае придется заменять уже и барабан с валом.

        О том, как заменить подшипник в стиральной машине LG, смотрите в следующем видео.

        Комментариев нет
        Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.