Модули для мотобуксировщиков

Содержание
  1. Описание
  2. Какими бывают?
  3. Габариты
  4. Популярные бренды
  5. Как выбрать?
  6. Как сделать своими руками?
  7. Крепления

Мотобуксировщик — это довольно необычное транспортное средство, похожее на обрезанный снегоход, предназначенное для перевозки людей и грузов по бездорожью. Такое устройство будет очень полезным для лыжников и рыбаков.

Описание

Мотобуксировщик имеет и второе название – «мотособака». Получил он его за свою схожесть с упряжкой для собак. Его транспортный модуль и сани или сани-волокуши расположены раздельно. Эксплуатация данного транспортного средства чаще всего происходит на заледеневших реках и озерах или на заснеженных территориях, поэтому мотособака так популярна среди рыбаков, туристов и охотников.

Изначально агрегат и был создан для зимнего времени года и езды по замерзшим водоемам.

У мотобуксира много общего со снегоходом, но самое главное их различие — водитель располагается на санях, а не на транспортном модуле. Благодаря такой модификации мотособака имеет маленький вес и большую проходимость. Несложная конструкция и низкая цена — это еще два главных достоинства. Без проблем эту машину можно поместить практически в любой легковой автомобиль. Объем бака для бензина – 5-6 литров, а за один час аппарат тратит около 1-2 литров топлива.

Хорошая и качественная мотособака должна ездить не только по накатанной колее, но и по достаточно глубокому снегу. Справляется с перевозкой груза через лес или через местность с подъемами и спусками. Так как мотобуксировщик был создан преимущественно для зимы, летом его производительность снижается. Каменистые поверхности быстро приводят в негодность гусеницу из резины, с помощью которой он двигается. В летнее время года лучше передвигаться по болотам, полям или лесным тропинкам.

Рассмотрим подробнее особенности конструкции.

Бензиновый или дизельный двигатель

Чаще всего используется одноцилиндровый четырехтактный ДСВ (двигатель внутреннего сгорания), мощность которого может варьироваться от 6 до 15 лошадиных сил. Это простейшая конструкция поршневого двигателя с одним рабочим цилиндром. Обладает высоким коэффициентом полезного действия (КПД) и маленькой потерей тепла, но с другой стороны, части двигателя испытывают на себе тепловое и механическое напряжение. Если смотреть на тяговые показатели, 6 лошадей предназначены для перевозки одного человека, а 9 – уже для двух.

Несущая рама

Это остов или несущая система мотобуксировщика. К ней крепятся все основные узлы конструкции. Не допускается тонкий металл при изготовлении, так как рама во время движения испытывает серьезные нагрузки, и из-за ее деформации машина станет непригодной для работы. Специалисты утверждают, что толщина стали должна быть минимум 3 миллиметра.

Подвеска

Данный элемент выступает в роли соединителя кузова мотособаки с дорогой. Всего выделяют три вида подвесок.

Склизовая

Подходит для зимнего времени года, обеспечивает более удобное передвижение по снегу. Представлена в виде жесткой основы из соединенных между собой двух лыж (склизы). Особое строение гусениц и малое количество движущихся деталей не позволяет снегу забиваться внутрь подвески. Еще один плюс — это маленькая нагрузка на двигатель.

Данная подвеска имеет и свои минусы. Во-первых, нужно постоянно смазывать детали, так как данная система конструкции сильно подвержена износу.

В роли смазки может выступать снег, но не исключено, что вместе с ним в систему может попасть песок, земля или грязь. Во-вторых, склизовая подвеска достаточно жесткая, и при езде будут чувствоваться все кочки и ямы.

Катковая

Такая подвеска универсальней и долговечней склизовой. Основой данного вида являются катки, они движутся по внутренней стороне гусениц, практически не испытывая трения. Использование возможно не только зимой. Агрегат отлично передвигается как по льду, так и по заснеженным территориям, и другим твердым поверхностям.

Оптимальная глубина снега – 30-40 сантиметров. Это более мягкая подвеска, поэтому при езде по бездорожью не будет дискомфорта. Из недостатков можно выделить то, что попадающий в катки снег не вылетает из гусянки, как у склизовой подвески, из-за чего мотособака с такой комплектацией не может ехать по глубокому снегу.

На пневмоколесах

Самая простая в эксплуатации подвеска, двигатель защищен от износа благодаря небольшому количеству движущихся частей, а все сальники скрывают подшипники. Минимальное обслуживание — несколько раз в год проверять, не износились ли подшипники и сальники. Универсальная подвеска, так же как и катковая может использоваться в любое время года. Если между колес установить буёк, можно не бояться, что мотособака утонет, раздавив тонкий лед. Пневмоколеса также можно отнести и к минусам — возможность прокола чем-либо острым и не устойчиость к сильным морозам.

Трансмиссия

С ее помощью осуществляется вращение двигательного вала на ведущую звезду гусянки. Всего есть 2 вида трансмиссий для мотобуксировщика.

Вариаторная

Ее эффективность выше в сухих погодных и природных условиях. Бесступенчатая передача крутящего момента от мотора к гусеничному транспортеру более плавная, обеспечивает меньшую изнашиваемость деталей и большую экономию бензина или дизельного топлива.

Имеет один существенный недостаток — боится влаги.

Ремень увлажняется при попадании на него воды и не может произвести полноценную сцепку с металлическими щеками вариаторного диска.

Редукторная

Не боится попадания воды, так как защищена корпусом. Может использоваться в любое время года и в любых погодных условиях. Здесь редуктор понижает обороты движка, и получается некая коробка передач: добавили подачу газа — едет, уменьшили — остановился.

Гусеницы

Отличаются от гусянок для снегохода шириной и прочностью. Замена может происходить в двух случаях — со временем при износе или из-за поломки. Износ можно определить, взглянув на величину грунтозацепов: если размер меньше, чем при покупке, более 1 сантиметра — требуется замена. Специально для мотобуксиров разработаны гусеницы шириной 50 – 55 сантиметров — большая ширина и грунтозацепы делают мотособаку более маневренной и устойчивой.

Есть еще так называемый агрессивный вид гусеничного транспортера — ширина больше 55 сантиметров, и грунтозацепы по высоте больше 1 сантиметра. В зимний период для передвижения по льду и снегу применяется специальная конструкция из 2-х узких гусянок, соединенных между собой палками — грунтозацепами. Не предназначена для движения по рыхлому и глубокому снегу.

Системы управления и электрооборудование

В базовом комплекте предусмотрен ручной пуск, но по желанию можно укомплектовать и электростартером, и фарой.

Какими бывают?

Сделать из мотобуксира транспортное средство, напоминающее снегоход, можно с помощью лыжно-колесного модуля. С ним удобство в управлении увеличивается в несколько раз. Водитель уже располагается не на санях, а спереди мотособаки, и сам совершает повороты руля. Удобнейшее приспособление для езды по снегу, летом его можно заменить на аналогичный колесный модуль.

Лыжно-колесная система представляет собой раму из металла, с закрепленным на ней сиденьем для водителя, рулевым управлением и подрессорными колесами/лыжами.

Вся система весит около 20 килограммов и также не займет много места при ее перевозке. Можно использовать однолыжный модуль или с двумя лыжами спереди.

Преимущества, получаемые при установке рулевого модуля, — увеличение вместимости саней-волокуш:

  • водитель уже не управляет транспортом с них;
  • увеличивается скорость мотобуксира, потому что вес распределен равномерно;
  • удобство управления;
  • также за счет правильного распределения нагрузки соприкосновение лыж и гусениц с поверхностью увеличивается, а расход топлива уменьшается;
  • устойчивость системы благодаря широкому расположению лыж, то есть мотобуксир не перевернется в неожиданный момент.

Кроме плюсов, также есть и ряд минусов:

  • придется получать права на управление транспортным средством, так как новая конструкция сравнима с мини-снегоходом;
  • затруднительно проехать по рыхлому снегу;
  • частые поломки из-за больших нагрузок на раму и ходовую часть мотособаки.

Модуль толкач имеет вид саней с металлическими полозьями и фанерным дном. Основная его функция — уплотнение снега перед гусеницами. Толкач-трансформер может располагаться как перед мотобуксировщиком, так и позади него.

Мотособака — это только средство передвижения, из-за небольших размеров перевозить на ней какие-либо грузы практически невозможно, для этого есть специальное приспособление — сани-волокуши.

Их название пошло от старинной конструкции — «волокуша». Обычные сани перемещаются по снегу с помощью двух лыж-полозьев, а сани-волокуши делают это с помощью дна. Их можно разделить на 2 подвида — транспортные и рыболовные, различия только в размерах. В дополнение на дно саней можно прикрепить специальные накладки толщиной 8 миллиметров, которые защитят пластик от истирания.

Габариты

Универсальный лыжный модуль имеет следующие параметры:

  • длина — 150 см;
  • высота — 120 см;
  • ширина — 110 см;
  • вес в пределах 20-25 кг.

Сани-волокуши имеют 3 размерности:

  • длина — 145/ 173/ 198 см;
  • ширина — 70/ 73/ 93 см;
  • высота — 26/ 50х35/ 75х31 см.

Вес достигает 10 килограммов. Рекомендуемая толщина пластика – 6 миллиметров.

Популярные бренды

Чтобы разрабатывать и выпускать технику с лучшей проходимостью и моторами очень большой силы, нужен немалый опыт в машиностроении. С лучшей стороны себя зарекомендовали следующие фирмы:

  • «Лебедев Моторс» – молодая компания из России, с 2008 года занимается производством вездеходной техники с одной или двумя гусеницами;
  • «Омела групп» – прославилась благодаря марке «Pomor», выпускает мотобуксировщики и комплектацию для них;
  • «Baltmotors» – производство России, тесно сотрудничающее с партнерами из Китая, главная их цель – клиентоориентированность и доступные цены;
  • «Paxus» – вездеходная техника этой компании отличается низким расходом топлива, высокой маневренностью и легкостью в управлении;
  • «Irbis» – свою деятельность компания начала в 2001 году, сейчас главный офис находится в Москве и по всей стране имеет более 2000 сервисных центров.

Как выбрать?

  1. Первое, на что стоит обратить внимание при выборе мотобуксировщика и комплектующих для него, — это габариты. Компактные модели можно поместить в автомобиль, а стандартного размера агрегаты перемещают в прицепе.
  2. Гусянка и ее проходимость. Учитывая размеры, не стоит забывать и том, что чем больше гусеничный транспортер мотобуксировщика, тем лучше.
  3. Двигатель и его мощность. Чем больше человек будут перемещаться на мотособаке, тем больше лошадиных сил должно быть у движка. Стоит помнить о том, что у китайских производителей на самом деле «лошади» не такие мощные, как у тех же американцев. То есть американский двигатель 13 л. с. будет работать производительнее, чем китайский 15 л. с.
  4. Качество изготовления. Нужно сразу внимательно осматривать точность и ровность швов, равномерность покрытия деталей.
  5. Привод- передний или задний. С задним приводом управление груженым мотобуксировщиком проще, так как центр тяжести расположен возле руля, но пустой агрегат будет вставать на дыбы или зарываться в снег вместо движения. У переднеприводных контакт гусянки с поверхностью лучше и маневренность не зависит от нагрузки.
  6. Вариатор или редуктор, а также тип подвески.
  7. Удобство регулировки систем. Любой мотобуксировщик требует периодической проверки узлов конструкции, немаловажный критерий — это простота и удобство этих операций. При выборе стоит обращать внимание на кожух – он может быть пластиковым и без проблем сниматься или из специального материала, с застегивающимися клапанами.
  8. Аксессуары. Здесь можно обойтись без ограничений, по принципу «чем больше, тем лучше» благодаря всевозможным модулям, прокладчикам лыжни, колесным тележкам. Мотобуксировщик станет незаменимым помощником с множеством опций для любого времени года.

Как сделать своими руками?

В этой части статьи мы рассмотрим, как сделать самодельный лыжный модуль.

Инструменты и материалы

Материалы можно приобрести в магазине либо взять со старой ненужной техники:

  • профильная труба;
  • седло;
  • пластиковые лыжи;
  • руль;
  • амортизаторы.

Инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • дрель;
  • гаечные ключи;
  • мелкие расходники (крепежные элементы).

Схема изготовления

Основной частью конструкции лыжного модуля является рама-остов, начинать сборку рекомендуется с нее, в соответствии с ранее выбранным чертежом. Главная конструктивная особенность – расстояние между лыжами (около 90 см).

После того как рама готова, привариваются стойки крепления руля и сам руль, дополнительно крепления можно усилить шайбами (также приварив их, так как на это место в конструкции возлагаются дополнительные нагрузки).

Система управления мотобуксировщиком переноситься на руль будущего модуля. Последним шагом будет крепление сиденья и подрессорных лыж.

Крепления

Крепится модуль к мотобуксиру обычно на 4 гайки, для этого на раме оставляют для них место. Они лучше выдерживают вибрационные импульсы, передающиеся от мотора.

Сравнение мотобуксировщиков с лыжным модулем от компании X-MOTORS смотрите далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. По вопросам строительства всегда консультируйтесь со специалистом.